Английский мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в «Левиафане» (1651) поставил проблему места и роли в функциональности партий. Он представлял государство в образе огромного человеческого тела, в котором договоры и соглашения, при помощи которых были первоначально созданы, сложены вместе и объединены части политического тела, похожи на сотворение человека. При этом огромный человекообразный Левиафан сам состоит из частей, меньших тел, «подвластных групп людей, политических и Частных». Эти группы, в число которых входят и политические объединения (или лиги), «сопоставимы со сходными частями или мускулами естественного тела» огромного левиафанова организма, т.е. частями, со своими группами мышц, способствующими движению всего организма.
Итак, построив модель государства в виде антропоморфного организма, Гоббс одним из первых попытался определить функции и место отдельных частей общества, в том числе партий. Какие части имел ввиду мыслитель? Он дифференцирует их на:
1) «упорядоченные частные, законные тела, как, например, семья»;
2) «упорядоченные частные, но противозаконные тела», например, корпорации нищих, воров и цыган, а также корпорации прибывающих из-за границы людей, образующих партии, подрывающие власть государства;
3) «неупорядоченные группы людей», например, частные лиги подданных, т.е. группировки, защищающие интересы их членов.
Гоббс анализирует и осуждает такие формы партийной борьбы, как тайные интриги, междоусобицы, заговоры, а также любые несанкционированные скопления людей. С его точки зрения, действительно непонятно, для чего нужна партийная борьба: ведь безопасность личности, всех социальных, религиозных и других групп обеспечена государством. Группы и собрания людей, которые сегодня мы называем «протопартиями», по Гоббсу, могут быть разделены на законные и незаконные. При этом законные партии играют в государственном «теле» роль мускулов, незаконные же представляют собой опухоли, нарывы и желчь, порожденные «неестественным скоплением дурной жидкости».