Цей матеріал також доступний українською
Операторы газотранспортных систем Украины, Словакии, Чехии и Германии завершили разработку предварительного технико-экономического обоснования перепрофилирования газовых труб под транспортировку водорода. Об этом сообщило специализированное издание H2 News.
Результаты оказались очень хорошими, заявил Андреас Рау, управляющий директор чешского оператора NET4GAS.
«Исследование четко свидетельствует, что до 2030 года технически можно транспортировать 120 ГВт-ч водорода в день через Центральную Европу. Однако остается еще много неразрешимых вопросов, например, вопрос о том, как война в Украине повлияет на проект», – сказал он.
Европейский план REPowerEU определяет цель 10 млн тонн внутреннего производства водорода из возобновляемых источников энергии и 10 млн тонн импортного возобновляемого водорода до 2030 года. Проект водородного коридора может обеспечить до 1,3 млн тонн водорода к 2030 году, или 13% от импортной цели.
Совместная инициатива «Центральноевропейский водородный коридор» направлена на создание водородной магистрали в Центральной Европе для транспортировки водорода из перспективных районов поставок водорода в Украине, которая имеет хорошие условия для производства зеленого водорода, через Словакию и Чехию в районы повышенного спроса в ЕС.
Партнерами проекта выступают Оператор ГТС Украины, EUSTREAM (оператор ГТС Словакии), NET4GAS (оператор ГТС Чехии) и OGE (ведущий оператор ГТС Германии).
Водород собираются транспортировать по существующим газовым трубам.
«Первый анализ подтверждает, что магистральные газопроводы можно перепрофилировать для транспортировки чистого водорода. Это значительно снижает стоимость всего проекта», – сказал гендиректор словацкого оператора EUSTREAM Ростислав Чукович.
На модернизацию газопровода от украинской границы до юга Германии требуются инвестиции в размере 1-1,5 млрд евро. Инвестиционные расходы на украинскую часть коридора зависят от того, где будут находиться производственные площадки H2.
Читайте также: Укргидроэнерго планирует запустить электролизное производство водорода на Днепровской ГЭС в первой половине 2023 года
Вероятная стоимость транспортировки будет составлять от 0,10 до 0,15 евро за кг на 1000 км.
Согласно нынешним планам проект должен быть завершен к 2030 году, а работы планируется начать уже в 2024 году.
Компании рассматривают возможность заявки на получение статуса IPCEI – важного проекта, представляющего общеевропейский интерес. Он позволит привлечь европейские инвестиции.
- В июле 2022 года Европейская комиссия утвердила первый IPCEI в сфере водородной энергетики – разработку и развитие водородных технологий.
- В сентябре 2022 года ЕС объявил о создании специализированного банка для запуска рынка водорода.