В XX в. государство превратилось в наиболее значимый политический феномен. Произошла его универсализация, которая была усилена, в свою очередь, набирающим силу явлением глобализации, или, пользуясь французским термином, — явлением мондиализации.
Этатическая модель политической и социальной организации общества приобрела явно выраженную легитимность во всемирном масштабе. Ныне в Африке, Азии и Латинской Америке государства обрели не только легитимность, но и международное признание, выражающееся, например, в том, что, по сути дела, все государства являются членами Организации Объединенных Наций. И это несмотря на то, что способы функционирования властных отношений, гражданственность и солидарность, структурирующие политические системы, присущие странам указанных континентов, в значительной мере отличаются от западной этатической модели.
Как мы уже отмечали, государства являются результатом исторического развития того или иного общества, а также его культуры. И потому неизбежно возникает вопрос: как и почему формируется государство в обществах, которые имеют совсем иную историю и совсем иную культуру (обычаи, верования, представления), нежели в западных странах? Как понимать и анализировать формы организации политической власти в странах Африки, Азии и Латинской Америки? И еще. В чем и до какого предела власть в этих странах, в том числе и в форме государства, может сравниваться с властной организацией в западных странах, которые оказали существенное влияние по многим направлениям в становлении государственности в странах указанных регионов?
Речь, значит, идет о сравнительной политологии, о сравнительных научных исследованиях, которые получили весьма значительное развитие, начиная с 60-х гг. прошлого столетия. Авторы данного пособия не ставят перед собой задачу подробного освещения сравнительного анализа в политической науке. Тем более что в Кемеровском государственном университете в 2005 г. было выпущено специальное учебное пособие. В данном же пособии авторы видят свою задачу в том, чтобы указать на основные направления анализа вопроса универсализации государства.