Цей матеріал також доступний українською
Россия с октября целенаправленно саботирует инспекцию зерновозов в Босфоре. Поэтому Украина экспортирует через морские порты на 3 млн тонн меньше, чем могла бы, говорится в сообщении Министерства развития общин, территорий и инфраструктуры.
«Как только объем экспорта начал расти, российская сторона сократила количество инспекционных команд с пяти до трех без какого-либо объяснения. Во-вторых, искусственно увеличивают время на проведение самих инспекций из-за проверки показателей работы судов, не регламентированных документами совместного координационного центра и не имеющих никакого отношения к зерновому соглашению», – заявил Руслан Сахаутдинов, представитель Украины в совместном координационном центре Черноморской зерновой инициативы.
Из-за этого на проверку одного судна идет от четырех часов, а за день проходит пять-семь проверок при минимально необходимых 16-18.
Он рассказал, что были случаи, когда российские инспекторы просто отказывались работать по выдуманным причинам.
Проблему можно решить путем увеличения инспекционных групп и количества инспекций в день, считают в министерстве.
«В ноябре, когда в Босфоре ожидали более 200 судов, ООН и Турция самостоятельно провели за два дня 86 инспекций и доказали, что это вполне реально», – сказал Сахаутдинов.
По состоянию на 18 января в Босфоре инспекцию ожидает 121 судно (28 – с агропродукцией на борту, 93 – суда, идущие в порты под загрузку). Среднее время ожидания – от двух до пяти недель.
Это плохо отображается на объемах экспорта. В ноябре порты экспортировали на 47% меньше агропродукции, чем в октябре, когда эти проблемы начинались. Если в октябре Украина недоэкспортировала почти 2 млн тонн агропродукции, то в ноябре и декабре – уже по 3 млн тонн в месяц. Такая же тенденция сохраняется и в январе.
Всего с начала работы зернового коридора три украинских порта отправили 659 судов с продовольствием в страны Африки, Азии и Европы, а 643 – приняли новых под загрузку продукцией украинских аграриев. Общий объем экспортируемой агропродукции составил 17,8 млн тонн.
Если бы Россия не саботировала работу коридора, этот показатель мог бы составить 25-29 млн тонн.
- Гендиректор компании «Нибулон» Андрей Вадатурский в интервью LIGA.net рассказывал, что россияне у Босфора «тупо проверяют пустые трюмы».
- 9 декабря Зеленский заявил, что работа Черноморской зерновой инициативы тормозится россиянами. Некоторые суда с украинским зерном вынуждены ждать проверку более месяца.
- После 29 октября, когда Россия в ответ на «атаку дронов» в акватории Севастопольской бухты заявила о решении приостановить участие в «зерновом соглашении», зерновозы несколько дней проверяли без привлечения российских инспекторов.
- Министр инфраструктуры Юрий Васьков в интервью LIGA.net позже рассказал, что без россиян ежедневно удавалось проверять 40 судов, с ними до десяти.