Своеобразной попыткой примирения крайностей в идеологии западников и славянофилов, синтеза их идей стала теория евразийства. Истоки евразийства лежат в идеях поздних славянофилов К. Леонтьева, Н. Страхова и Н. Данилевского.
Создателями этой оригинальной социально-политической концепции были известные русские мыслители, оказавшиеся в послереволюционный период в эмиграции, философ Лев Павлович Карсавин (1882-1952), культуролог, философ Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938), философ, геополитик, экономист Петр Николаевич Савицкий (1895-1968) и др.
Евразийцы пытались обосновать необходимость развития России как особой, уникальной цивилизации — Евразии. Они представляли Россию как новый геополитический, историко-культурный феномен, возникший на основе особого географического положения России.
Предусматривались уничтожение всех сословных перегородок и превращение всего населения страны в граждан, обладающих равными правами. Верховная власть разделялась на три ветви: законодательную, исполнительную и блюстительную. В новом государстве предусматривалось введение выборного местного самоуправления.
Они отрицают справедливость всякого эксплуататорского строя и соединяют революционный демократизм с идеями социализма. Наиболее последовательно идеи евразийства были изложены Николаем Гавриловичем Чернышевским (1828-1889). В национальном вопросе Чернышевский отстаивал идею самоопределения народов, их право самостоятельно распоряжаться своей судьбой, Н.Г. Чернышевский включая право на самоопределение и образование самостоятельного государства.