Политическая деятельность предполагает особую компетентность или высокую степень способностей. Совокупность этих качеств дает таким людям возможность влиять на сограждан, которые, в свою очередь, признают их власть. И те, кто живет политикой, используют эту власть, в том числе и в интересах своих сограждан.
Люди, живущие политикой, отличаются от массы им подобных людей, как, впрочем, и от представителей других социальных элит, прежде всего тем, что они выполняют некую коллективную миссию, а не только удовлетворяют определенные личные амбиции.
Поставить обычные человеческие существа со всеми присущими людям качествами в невралгический центр социальной организации означает не только заместить «холодное чудовище» в лице государства как обладателя власти при принятии решений. Это означает, что политическая наука не может ограничиваться изучением только деятельности институтов, нужно исследовать и деятельность публичных агентов. Именно способность политической науки видеть индивидов и социальные группы там, где юристы видят только законы и регламенты, дает ей возможность анализировать деятельность специализированного аппарата и профессиональных политиков в повседневной жизни.
Как мы уже отмечали в статьях сайта, деятельность профессиональных политиков не ограничивается их личными интересами: если бы это было так, то было бы достаточно знаний социального происхождения и политической карьеры министра или депутата для того, чтобы предсказывать их поведение в любой ситуации. И это означает, что в таком случае не было бы потребности в политической науке, хватило бы социологии и административной науки.
Следует сказать и о том, что инструменты, которыми пользуются руководители, имеют также собственную логику функционирования: государственный аппарат, способы голосования процедуры оценки публичной политики, редактирование юридических текстов, выборные собрания, советы старейшин, политическое окружение — все это подчиняется неким законам, которые вынуждены соблюдать профессиональные политики.
Нужно учесть, что представители власти с трудом поддаются контролю. Даже в тоталитарных режимах, где смешивается публичное и частное пространства, не удается полностью контролировать индивидов, находящихся у власти. По сути дела, все политики не принадлежат к одним и тем же социальным категориям. Разнообразие путей рекрутирования на высший уровень руководства показывает, что униформизировать профессиональных политиков просто невозможно. Те, кто господствует, не имеют одного и того же интереса.
Они в своей деятельности осуществляют защиту определенных социальных категорий, которые способствовали их восхождению на вершину социальной иерархии. Складываются целые союзы социальных сил. Так, либеральная коалиция может объединять в элиту и тех, кто не очень материально обеспечен. Коалиция социал-демократического типа объединяет крупную и среднюю, и даже мелкую буржуазию. Идея, дорогая Миллсу, — «властвующая элита» как выражение интересов и стиля жизни промышленно-индустриального комплекса, опирается на арифметику господства. Таким образом, искусство заключения союзов является самым замечательным умением профессионалов политики.