Такая постановка вопроса полностью применима к демократическим режимам. Доступ к власти, а тем более ее осуществление всегда сопровождается специальными ритуалами, о чем свидетельствуют, например, церемонии возведения в должность, многочисленные правила осуществления власти. Соблюдение детально разработанных ритуалов позволяет избранным лицам войти в «святая святых» политической системы, недоступной для подавляющего большинства граждан. Причем до вступления в должность правители — обычные люди. Лишь внутренний контакт с властью способен преобразить их настолько, что они иногда превращаются просто в недоступных лиц. Этому в значительной мере способствуют многочисленные символы в виде одежды (формы), всевозможных знаков отличия, протоколы, знаки внимания или уважения и т. п. Все это внешние признаки отличительной природы власть придержащих.
Справедливости ради следует сказать, что демократия позволяет управляемым входить в обычно недоступную сферу священного в политической жизни. Пример тому — выборы. «Ежедневная жизнь, — утверждает французский социолог Ф. Бон, — держит гражданина на дистанции по отношению к власти. В момент выборов, напротив, позволителен прямой контакт с властью. Но этот контакт возможен только в определенное время и в соответствии с правилами, зафиксированными институтами власти».
Это значит, что в период избирательной кампании любой гражданин имеет возможность осуществления прямых контактов с обычно запрещенной сферой власти. Акт голосования позволяет избирателю войти в сферу власти, озаряет его светом священности и превращает его в суверена. Однако это вовсе не означает, что выборы полностью устраняют дистанцию между управляемыми и управляющими, т. к. они не позволяют народу на деле осуществлять политическую власть. Тем не менее с помощью выборов осуществляется регулярное прямое взаимодействие общества и политической системы.
Голосование можно рассматривать как своеобразный обряд, который, по мнению Э. Дюркгейма, осуществляет «социально регулируемое манипулирование недоступным». Всеобщий характер голосования, развитие общественных свобод предоставляют гражданам возможность вступать в прямые отношения с политической властью на основе права, а также предопределяют ограниченный характер продвижения в сторону властного поля.
По сути дела, управляемые всегда находятся на периферии властного поля. Только акт голосования, как мы уже отмечали в рамках этого раздела сайта, на короткий промежуток времени позволяет гражданам выйти из пределов периферии. На периферии политической жизни остаются граждане и при проведении политических мероприятий. Так, например, манифестация, как известно, проводится на основе действующего законодательства и принятых правил политического поведения.
Для того чтобы она не нарушала привычного хода вещей во взаимоотношениях с властью, последняя делает все, чтобы, например, с помощью эскорта полиции способствовать соблюдению действующих правил. Словом, на основе права политическое участие вписывается и в нравы и правила демократического общества.