С конца XIX в. во многих странах мира происходила секуляризация политических институтов. Однако до сих пор в современных обществах политическая власть во многом сохраняет элементы священности. Свидетельство тому — многочисленные и многообразные «политические литургии».
Так, некоторые французские исследователи отмечают, что якобинцы, будучи сторонниками светской республики, ввели гражданскую религию, основанную на культе нации. Этот культ находит свое выражение в совокупной воле индивидов, «спрессованной в коллективную волю народа… чем создается и освящается общественная власть, которая выражает закон и всеобщую волю». Получается, что священность политической власти может быть и не связанной с божественным происхождением.
Показательными в этом смысле являются размышления Э. Дюркгейма в его работе «Основные формы религиозной жизни». Он, в частности, указывает, что Божественное и сверхъестественное для него не является обязательным знаком священности. Отличительная черта религиозной мысли, по мнению Дюркгейма, состоит в том, что мир делится на две области: одна объемлет «все, что является священным», другая — то, что «является мирским».
По Дюркгейму, понятие священности основывается на существовании в обществе различных и полностью разделенных между собой сфер. Контакт между ними обеспечивается разумом. Этот контакт необходим, т. к. «если бы мирское не имело никакой возможности войти в отношение со священным, последнее не служило бы ничему». Более того, сами боги существуют лишь тогда, когда им внемлют, когда им поклоняются. В этом смысле боги зависят от людей.
При этом оказывается, что в процессе взаимодействия этих сфер мирское способно приобретать элементы священности. Влияние священного в этом процессе тем больше, чем ближе мирское подступает к сердцевине священного. И потому религиозные деятели, служители церкви наделены священностью в большей мере, чем просто верующие.
Подобные рассуждения в политической науке используются для того, чтобы показать логику взаимодействия человека и политической системы. Религия, как уже отмечалось в наших статьях, определяет правила вступления верующего в запретное и недоступное для многих пространство священного, а также правила поведения внутри него. Политическая система общества, пользующаяся уважением граждан, определяет отношения людей с ненарушаемым пространством власти, вокруг которого эти люди объединяются и организуются.