Далее, в самом экономическом строе Франции XVI—XVII вв. имелись существенные предпосылки для ее прогрессивного развития. Так, оброчная система прочно укоренилась во Франции уже в XIV—XV вв. и, как везде, открыла перед французской деревней новые экономические возможности. Цензива являлась более гибкой формой эксплуатации крестьянства и допускала, в известных пределах, развитие крестьянского хозяйства, связанное с расширением товарных отношений и распространением денежной ренты. Вся экономическая жизнь Франции могла в таких условиях развиваться на более прочной основе, чем раньше. Появились исходные предпосылки для развития производства в сельском хозяйстве, поскольку произошла модификация серважа—личная крепостная зависимость крестьян стала значительно слабее.
Наконец, несомненно более благоприятными, чем раньше, были и политические условия экономического развития Франции XVI—XVII вв. Отличительной особенностью этой эпохи являлось господство абсолютизма. В середине XV в. закончилась победой французов Столетняя война, поставившая в свое время под угрозу государственную самостоятельность страны. Она была опасным кризисом в истории средневековой Франции, но привела к совершенно неожиданным результатам, ускорив консолидацию централизованной государственности в ее абсолютистской форме. Со времени Людовика XI (1461—1483 гг.) во Франции возникает абсолютная монархия и короли приобретают неограниченную власть. Людовик XI завершил в основном политическое объединение Франции и собирание ее земель под властью династии Валуа. После его смерти была присоединена Бретань (в 1491 г.)—последнее самостоятельное герцогство на французской территории. Привилегии отдельных областей сохранились и в следующий период, но уже в первой половине XVI в. Франция являлась централизованным государством абсолютистского типа и Франциск I (1515—1547 гг.) мог заканчивать свои ордонансы формулой ибо таково наше соизволение. Со времени смерти Людовика XI сословное представительство ФранцииГенеральные штаты,—собравшиеся в 1484 г., более не созывались в течение 70 лет, а парижский парламент являлся судебным учреждением, лишенным законодательной власти. Правда, он занимался регистрацией законов и имел право протеста против их статей, но в присутствии короля парламент терял даже это право. Заполненный легистами, или законниками, находящимися на королевской службе, он в XVI в. оставался преданным королю учреждением.