Рост бюрократии в развивающихся странах сопровождается слиянием публичного и частного начал обществ, ведущим к исчезновению различия между ними. Указанный процесс развивается и внутри политико-административных институтов. В итоге, как показал Фред Риггс, изучая бюрократии развивающихся стран на основе «призматической концепции», стираются различия между частным статусом и публичной ролью чиновника.
Кроме того, как показывает способ распределения политических благ, происходит слияние отношений центра и периферии. Происходит изменение и в механизмах присвоения результатов труда, что является следствием исчезновения различий между публичной и частной собственностью, между использованием и присвоением той или иной социальной роли, между вмешательством в социальное пространство и использованием этого пространства.
Подобные процессы отмечены и в странах Запада. Западная история полна примеров того, как различие между публичным и частным может нивелироваться, что неизбежно приводит к коррупции. Правда, такие процессы проходят в определенных пределах. Эти процессы, как правило, не покушаются на сам принцип распределения ролей. Сказывалась и традиция: политическое развитие Западной Европы, как мы уже отмечали в предыдущих статьях, осуществлялось на основе культуры различия между публичным и частным. И это необходимо всегда помнить при проведении сравнения.
Изучение компаративистами «сиротской динамики» выявляет, что заимствование развивающимися странами политических институтов и практик не сопровождалось импортом культурной модели, связанной с этими институтами.
Что отличает западную культурную модель? Она связана с созданием светского пространства, индивидуализацией социальных отношений и, в частности, отношений между управляющими и управляемыми и особенно — со специфической формулой политической легитимности. Есть ли такие условия в развивающихся странах? Конечно нет. К тому же необходимо учитывать, что любой политический руководитель в странах «третьего мира» вынужден использовать заимствованные публичные институты на основе понятных для населения формул легитимации власти. А это значит, что эти формулы должны опираться на традицию, которая никак не связана или даже отрицает различие между публичным и частным.