Кроме того, опасным для немецкой государственности оказался половинчатый результат реформации, поскольку в Германии силы лютеран и католиков оказались почти равными, а война между ними, начавшаяся в 1546 г., закончилась Аугсбургским миром (1555 г.) компромиссного характера. Каждый князь получил право определять веру своих подданных. Борьба ка. толиков с протестантами лишь усилила мелкокняжеский абсолютизм. Позднее, в XVII в., борьба католиков с протестантами ускорила катастрофу Тридцатилетней войны и содействовала окончательному превращению князей в самостоятельных государей. Во Франции религиозные войны XVI в. тоже закончились компромиссом—Нантским эдиктом, но торжество абсолютизма Бурбонов дало впоследствии решительный перевес католикам, и Ришелье удалось нейтрализовать новый взрыв борьбы разгромом гугенотов. Поэтому во Франции религиозная борьба была даже использована абсолютизмом для консолидации своих позиций, а в Германии она усилила политическую раздробленность, довела ее до крайней степени политического падения.
Если в Испании святая инквизиция католической церкви послужила столпом абсолютизма, превратившись с конца XV в. в его наиболее страшное оружие, то в Германии, напротив, агентура римских пап решительно сопротивлялась любым попыткам политического объединения страны.
Само собой разумеется, что политическая раздробленность Германии обусловливалась ее экономической отсталостью. Повсюду распространение оброчной системы создавало экономические и классовые предпосылки абсолютизма. Однако в Германии позднего средневековья наблюдалась экспансия барщины, нуждавшаяся в политической власти каждого юнкера.