Интересна история религии во Франции. После кровавой борьбы протестантизм здесь был изгнан, что еще больше укрепило позиции католицизма. В стране были сохранены монастыри, разного рода блага, которыми пользовалась Церковь, и религиозные образовательные институты. При этом в стране утвердилась монархия, благодаря мощной бюрократической и институционной системе, а государство приобрело абсолютистскую форму, которая опиралась на реальные, хотя и незавершенные чувства национальной идентичности.
При всех достоинствах схемы С. Роккана она не лишена недостатков. В этой схеме недооценивается роль собственной эволюции стран Европы. Не учитывается, например, что Англия перешла от абсолютистского государства к государству, управляемому буржуазной и дворянской аристократией. Схема не отражает критериев силы чувства национальной идентичности. Она, к примеру, не учитывает влияния различных форм протестантизма в той или иной конкретной стране. Так, если исповедовать логику указанной схемы, то кальвинистская Голландия может быть противопоставлена одновременно англиканской и пуританской Англии, а также протестантской Пруссии. Можно сказать и о том, что составитель схемы преувеличивал влияние в долгосрочном плане деятельности городов XV в.
Вместе с тем указанная схема имеет и ряд достоинств. Одной из заслуг С. Роккана является то, что он показал противоположность католической Европы (Испания, Португалия, Италия, Австрия, Франция, Бавария) и протестантской Северной Европы, что является наглядным выражением процесса дифференциации форм государства.
Заслуживают внимания и условия распространения протестантизма. Как показал М. Вебер, существует связь между процветанием городов и религией, хотя она требует дополнительного разъяснения. Вот как это трактовал сам М. Вебер: «В XVI в. многие богатейшие области империи, наиболее развитые экономически в силу благоприятных естественных условий и близости торговых путей, в частности, большинство богатых городов приняли протестантскую веру; последствия этого факта ощущаются вплоть до настоящего времени и способствуют успехам протестантов в их борьбе за существование и экономическое процветание. Но тут возникает следующий вопрос исторического характера: в чем причина этой столь сильной предрасположенности экономически наиболее развитых областей и церковной революции? Ответить на него совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд».
Можно полагать, что успех Реформации в значительной мере определялся силой влияния католической церкви в том или ином районе Европы. Реформация имела больше шансов на успех там, где влияние Ватикана было слабее. Нас же интересует связь между распространением протестантизма и борьбой за политическое верховенство в различных странах. Эта связь может быть интерпретирована следующим образом: в тех странах, где правители стремились освободиться от опеки Рима и укрепить свое государство, они могли способствовать продвижению всего того, что связано с Реформацией.
Там, где конфликты противопоставляли короля и сеньоров, последние искали в протестантизме средства мобилизации своей поддержки. Это подтверждает пример Северной Германии, а также Франции, где социальные волнения в XVI в. приобрели контуры религиозной борьбы. Короче говоря, имеется ясно выраженная связь между Реформацией и политической борьбой, которая сопровождает процесс возникновения современных государств.