(«Нью-Йорк таймс», 23 сентября 1984 г.)
X. Рэйнс — корреспондент газеты
Президент, добивающийся переизбрания, традиционно имеет преимущества перед соперником. В 1984 году новые успехи в деле постановки предвыборных мероприятий, исполнительское искусство президента Рейгана и возможности воздействия телевидения превратили сам факт обладания высшим государственным постом в политический инструмент со значительными возможностями.
Более того, деятельность отлаженной избирательной машины Белого дома указывает на то, что Рейган, нравится нам это или нет, прокладывает дорогу методам избирательных кампаний будущего, а Уолтер Мондейл, демократическая партия и пресса, пожалуй, воспроизводят политические ритуалы кампаний, время которых уже прошло.
После Дня труда Мондейл настойчиво направлял весь ход предвыборной борьбы в русло обсуждения проблем. Пресса, несмотря на традиционную критику ее за то, что она интересуется только сенсациями, обратилась к таким темам, как дефицит федерального бюджета, налоговая политика и ядерное разоружение.
Рейган же построил свою кампанию таким образом, что собственно «проблемы» отошли на задний план. Его стратегия всецело основывается на использовании средств массовой информации. Рейган постоянно обращается к темам оптимизма. Совершая турне по сельскохозяйственным и промышленным районам Среднего Запада, традиционно являвшимся оплотом демократов, президент продемонстрировал, как броские фразы, типа тех, которые с успехом используются в рекламном деле, могут также успешно применяться для выражения политического мировоззрения.
«То ли еще будет»,— провозглашал Рейган в городах Уотербери (штат Коннектикут), Сидар-Рапидс (штат Айова) и Грэнд-Рапидс (штат Мичиган). Бросив эту фразу в День труда, Рейган сделал ее неофициальным лозунгом кампании. Часто она звучит между исполнениями неофициального гимна кампании «Я счастлив быть американцем». И невольно создается ощущение искусственного счастья, излучаемого невероятно длительным телевизионным рекламным сюжетом. В этом также проявляются две основные концепции рейгановских стратегов: повторение и простота.
«В ходе кампании используются традиционные формы, только необходимо уметь приспосабливать их к телевидению,— говорит Джеймс Лейк, пресс-секретарь комитета по переизбранию Рейгана.— Если вы не имеете собственного представления об Америке и не можете убедить людей поверить вам — причем сделать все это по телевидению,— у вас нет шансов на избрание и вы никогда не сможете стать руководителем».
За фасадом политики, построенной на исполнительском искусстве, начинают проявляться важные стратегические тенденции. Во-первых, президент, вдохновленный двадцатипроцентным преимуществом по результатам опросов общественного мнения, может обратиться к избирателям с призывом помочь ему, изменив соотношение сил в конгрессе.
Другим политическим фактором, связанным с преимуществом Рейгана, является решение Белого дома держать его подальше от репортеров и не реагировать на нападки Мондейла, если, конечно, кампания последнего вдруг не начнет делать значительных успехов.
«Было бы просто глупо позволять Рональду Рейгану отвечать ему,— говорит Лэйк.— Если разрыв начнет сокращаться и мы увидим, что Мондейл набирает очки по вопросам ядерного оружия и отсутствия переговоров, тогда, возможно, мы решим, что это заслуживает обсуждения. Но совсем нет необходимости отвечать на вопросы каждый день только потому, что Уолтер Мондейл сказал то-то и то-то».
Во время недавнего интервью Мондейл сказал, что его «приводит в отчаяние» то, с каким успехом Рейган уклоняется от обсуждения проблем.