В случае относительного равновесия сил парламентариев и партийного руководства имеет место ситуация равного влияния и соперничества парламентских фракций с их партиями. Наиболее ярко такие взаимоотношения, проявились в социалистический период истории партий, а наиболее характерными их партиями-носительницами, как заметил Дюверже, выступали социалистические и христианско-демократические партии, имевшие сходную внутреннюю структуру.
Из уставов социалистических и христианско-демократических партий следует, что их парламентские фракции подчинены партийному руководству, но фактически парламентарии сохраняют в своих партиях значительное влияние. Примерное равенство прерогатив и дух соперничества между руководителями массовых партий и их парламентариями проистекает, по Дюверже, из «природы организации партий».
Чтобы избежать ситуации, характерной для кадровых партий, когда парламентарии безраздельно доминируют в руководящих партийных органах, руководство массовых партий всегда стремилось удерживать своих депутатов в их стремлении к доминированию.
Для этого в социалистических и других массовых партиях применяется целая система мер, суть которых состоит в:
• сокращении присутствия парламентариев в руководящих органах партий. Например, в уставе Французской социалистической партии существует положение, согласно которому в составе национального совета не может быть более 20 членов Национального собрания, а в руководящем комитете они не могут составлять более одной трети членов. Уставы других массовых партий предусматривают выход партийцев, избранных в парламент или назначенных министрами, из руководящих органов партий;
• подчинении парламентариев партийному руководству, для чего применяются такие меры, как переход на пропорциональную избирательную систему (дающую преимущество партии, составляющей списки для голосования, перед парламентариями, борющимися за вхождение в них), обязывание парламентариев отдавать депутатское жалованье партии, разрабатывать свои законопроекты и проекты реформ в партийных научно-исследовательских центрах, которые служат хорошим контролером партий. Но самая эффективная мера подчинения парламентариев — это дисциплина голосования, нарушение которой грозит депутату исключением из партии.
Партийные парламентарии отвечают комплексом «ответных мер», целью которых служит ослабление их подчиненности партийному руководству. Наиболее действенными считаются:
• общение со своими избирателями, в случае необходимости — прямое обращение к ним за поддержкой в противостоянии с «партийными бюрократами»;
• всяческий подъем собственного престижа, авторитета в партии и обществе (посредством встреч, пресс-конференций, выступлений на телевидении, порталов в Интернете, статей в газетах, журналах и т.д.);
• создание совместных органов в партии, в которые на равных основаниях входили бы руководители партий и парламентарии.