А. де Токвиль пришел к интереснейшему выводу о том, что социальное состояние, определяемое им как равенство, является мотором демократических режимов…
Оно определяет общественное мнение, чувства и страсти людей, определяет цели общества, тип человека, вызывающего восхищение современников, язык и даже характер человека. Характер социального состояния при демократии он оценивал как эгалитарный, разрушающий традиционную иерархию общества и политический патернализм. Для его утверждения на Старом континенте нужна революция. Эту революцию он называет неизбежной. А потому и борьба с ней бессмысленна.
Справедливости ради нужно сказать, что политическое равенство (равенство в участии в политической жизни) невозможно обеспечить, если сохраняется масштабное экономическое и социальное неравенство, принуждающее часть общества заниматься тем, чтобы обеспечить в условиях реального неравенства свое выживание. Для этой части общества — а она может достигать немалых размеров — главное выжить, свести концы с концами. Какое уж тут участие в политической жизни.
Для того чтобы это участие было реальностью, как справедливо отмечает Д. Шнаппер, каждый гражданин должен располагать правом для того, чтобы питаться, иметь крышу над головой, иметь возможность реально воспитывать детей. Словом, как утверждает Д. Шнаппер: «Он должен иметь приемлемые материальные условия для того, чтобы реально пользоваться своими политическими правами. Этот принцип лежит в основании концепции государства всеобщего благоденствия, деятельность которого заключается в том, чтобы корректировать при помощи механизмов перераспределения богатства болезненные иногда результаты деятельности рынка. Он основывается на идее о том, что государство должно прямо или косвенно, во имя солидарности, порождаемой «сообществом граждан», компенсировать порочные социальные результаты, порождаемые строгой экономической логикой».
При всей привлекательности такой аргументации преодолеть различие между абстрактным равенством граждан и реальным их неравенством никому не удавалось, тем более что политическое неравенство граждан определяется не только неравенством экономическим. Оно испытывает влияние того, что определяется в политической науке как политическая компетентность, которая, в свою очередь, коррелирует с неравенством в социальных позициях.
На ином основании, не универсалистском, и в условиях иной политической традиции в США звучала подобная критика, которая была связана с утверждением так называемого утвердительного действия. Таким действием обозначается, как отмечали Реми Удгери и Даниэль Саббаг, «совокупность диспозиций, адаптированных, начиная с конца 60-х гг. (в США), различными организмами федерального административного аппарата, которые применяются в отношении членов различных групп, к которым в прежние годы в разной степени применялся юридически дискриминационный режим в том что касается вопросов занятости, предоставления публичных рынков и поступления в университет».