Утверждение на практике демократического режима свободы происходит не само по себе. Изначально принципиально важным для такого режима является принцип равенства, который вполне логично вытекает из договорной основы демократического общества, а также из того факта, что все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, как это отмечалось в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
При этом указанное равенство не понимается как полное равенство или как равенство условий. Это прежде всего политическое равенство. Равными являются не реальные люди, а граждане страны. Говорить о равенстве граждан означает признание того факта, что они являются равными, как субъекты права (они равны перед законом) и как участники политической жизни (избиратели, например).
Нужно сказать, что между равенством и свободой в демократическом обществе существует определенное напряжение. Это связано с тем, что движение по пути утверждения равенства неизбежно сопровождается ограничением свобод для граждан и, наоборот, чем больше свобод в обществе, тем меньше создается условий для равенства граждан.
Анри Лякордэр (1802— 1861) — адвокат, а потом священник, либеральный католик — справедливо заметил в свое время: «Между сильным и слабым, между богатым и бедным, между хозяином и слугой свобода выступает средством угнетения, а закон — средством освобождения». Наглядный пример в этом отношении представляет Россия: взрыв свобод в начале 90-х гг. прошлого столетия обернулся утверждением масштабного неравенства, преодолеть которое никак не удается вплоть до сегодняшнего дня.