Еще два-три десятилетия назад понятие «публичная политика» по сути дела не употреблялось. Для характеристики того, что ныне принято понимать под публичной политикой, использовалось, как правило, понятие «правительственная политика». При всей близости указанных понятий между ними есть существенные различия.
Особенность анализа публичной политики определяется тем, что он предполагает разносторонний, скажем точнее, — комплексный взгляд на публичное действие во всей его совокупности.
Приведем два примера. Один из них, связанный с решением президента Французской Республики в 1995 г. о возобновлении испытаний ядерного оружия в Тихом океане, приводят французские исследователи публичной политики Пьер Мюлле и Ив Сюрель.
Это решение, вне всякого сомнения, является политическим. И оно к тому же не может быть отнесено к категории просто президентского или правительственного решения. Оно носит настолько комплексный характер, что не может не считаться проявлением публичной политики. Его анализ выходит далеко за пределы осмысления пружин и механизмов решения государства. Указанное решение президента Франции поднимает вопросы о функционировании демократии в стране и роли в ней населения при принятии политических решений.
Другим примером публичной политики является решение о введении моратория на смертную казнь в нашей стране. Это решение также является политическим. Оно вызывает далеко не однозначное отношение со стороны граждан нашей страны, в чем сказывается влияние относительно высокого уровня преступности, в том числе значительного числа преступлений особо тяжкого характера.
О публичном характере указанной проблемы свидетельствует активная дискуссия по этому вопросу после зверского акта террористов в Беслане, состоявшегося в первых числах сентября 2004 г. И вновь мы можем сказать о том, что решение по мораторию (или отказу от него) на смертную казнь поднимает фундаментальную проблематику публичной политики, принципов общественного развития страны.