Прогрессивные силы в американской политике всегда стремились сплачивать трудящиеся массы, преодолевая их размежевание по полу, расово-этническим признакам, статусно-культурным различиям. Рейганизм же культивирует раздробленность масс, строит на этом свое политическое будущее. Он противопоставляет служащих-женщин служащим-мужчинам, белый промышленный пролетариат черному, цветных специалистов с высшим образованием их белым коллегам. Он поощряет формирование новых привилегированных отрядов во всех классах, натравливая их на более угнетенных, он дает «зеленый свет» привилегиям, прихотям, самодурству богатеев и равняющихся на них обывателей. Рейгановский экономический подъем направляет все блага и в без того благополучные районы, обрекая на стагнацию и безысходность другие.
Особого упоминания заслуживает та волна религиозного фундаментализма, которая захлестнула США в конце 70-х годов и, по некоторым наблюдениям, поднимается вновь. В сетях религиозного дурмана оказываются души миллионов рабочих и мелких служащих белого цвета кожи — прежде всего тех, кто испытывает смутный страх перед будущим, кому грозит потеря работы в результате вытеснения передовой технологией и автоматизацией. В общины евангелистов идут с тем, чтобы дать какой-то выход недовольству — против слишком богатых и слишком бедных соседей, против административно-управленческого засилья государства и корпораций, против бездуховности навязанной им системы потребностей и ценностей.
При этом миллионы фундаменталистов почти наверняка становятся объектом политических манипуляций со стороны новых правых. Организованная группировка крайне правых «Моральное большинство» еще накануне предвыборной кампании 1984 года ставила цель мобилизовать миллионы белых на Юге против негритянских масс, чтобы нейтрализовать голоса черных на выборах. Несомненно, что в сложившихся условиях «стихийное пробуждение религиозности» служит важным резервуаром политической организации и власти для рейгановского режима.
p