Учитывая практическую нереальность постулатов утилитаризма, Герберт Саймон, лауреат Нобелевской премии по экономике 1978 г., предпринял попытку переформулировать утилитаристский подход с тем, чтобы придать ему смысл, который бы в большей мере отвечал реальности человеческого поведения, а также учету когнитивных и социальных условий индивидуального выбора.
Он исходит из того, что в реальной ситуации политические актеры осуществляют свой выбор в условиях нехватки времени и информации. А потому он, принимая решение, руководствуется не столько принципом его оптимальности, сколько стремлением принять более или менее удовлетворительное решение. Действуя таким образом, индивид является рациональным, но эта рациональность носит ограниченный характер (bounded ratinality). При этом рациональным является не столько результат сделанного выбора, сколько подход к принятию решения. Логика такого выбора получила наименование процедурной рациональности.
В таком подходе к рациональности удается примирить наследственные предпочтения и стратегическую автономию актера. При этом полагается, что социальная, культурная, профессиональная, статусная идентичность актеров частично отражается в «границах» этой рациональности, по крайней мере, в определении их предпочтений, критериев их удовлетворения, условиях получения информации, использованных индикаторах и категориях.
Если исходить из того, что голосование осуществляется на основе стратегического расчета избирателя, то цели и пути достижения их на основе указанной стратегии в значительной мере ограничены или определены (детерминированы) тем, кем социально и культурно этот избиратель является, а также тем, какое воздействие на него оказывает политическая конъюнктура.
В последние годы при анализе электорального поведения и выбора все большее распространение получает так называемый прагматичный подход, который учитывает условия электорального выбора. Этот выбор не является полностью свободным. Но это не означает, что избиратель обречен на подчинение внешним для него принуждениям. Определенную свободу, пусть и ограниченную, при принятии своего решения индивид не утрачивает.