Пионером применения теории систем в общественных науках принято считать американского социолога Толкотта Парсонса. Он начинал с создания системы «деятель — ситуация», в которой индивид действует, ориентируясь на определенные символические ценности, способствующие удовлетворению тех или иных потребностей. Затем, используя наработки американских биологов, математиков и кибернетиков, Парсонс создает системную теорию общества.
Социум, по его представлениям, есть целостность, совокупность взаимодействующих подсистем экономики, политики, социального контроля и социализации, выполняющих внешние (адаптивная и целедостигающая) и внутренние (интегративная и воспроизводящая культурные образцы) функции. Каждая подсистема, в свою очередь, является сложной социальной системой и состоит из большого числа организаций, институтов, групп, индивидов. Парсонс, определив место и роль политической системы в общественном организме, не выделил партийную систему. Этим занимались уже представители политических наук.
В политической системе Дэвида Истона главным, определяющим показателем системности выступают ее свойства в целом. Соотношение входов и выходов, продуктивность системы показывают, прежде всего, как она функционирует. Применив системный подход к анализу политической сферы общества и построив кибернетическую модель политической системы, Истон представил партийную систему как часть политической, определил ее место и функции.
Общая теория систем, как и системный подход при анализе политического процесса, быстро приобрели сторонников в СССР. Здесь с 1960-х гг. начал выходить ежегодник «Системные исследования», который публиковал материалы о развитии теории систем, применении системного метода в самых разных областях знания. На XIII Международном конгрессе по истории науки (Москва, 1971) академик В. Н. Садовский выступил с содержательным докладом «Общая теория систем как методология». И это ускорило признание концепции политической системы. Однако исследования в области партийной системы сдерживались отсутствием таковой в политической жизни.