В инаугурационной речи президент США Линдон Джонсон в июне 1965 г. обосновал новый подход в американской политике. Он сформулировал ставшую известной следующую метафору: «Представим человека, который провел годы порабощенным. Вы его освобождаете и открываете для него путь к новой жизни, говоря: «Вы свободны для участия со всеми другими»: можете ли вы из этого сделать вывод, что вы были «в полной мере справедливым»? »
И он добавил: «Мы не стремимся только к свободе, но это удобный случай для того, чтобы добиться не только равенства в правах или теории, но фактического равенства».
Сторонники и противники позитивной дискриминации выдвигают две различные концепции равенства. Они могут быть сформулированы следующим образом: заключается ли равенство граждан в том, чтобы, следуя универсалистскому подходу, например, предоставить каждому в равной мере все то, что связано с правами, принуждением и т. п., или предоставить каждому в различной мере, опять же, все то, что связано с правами, принуждением и т. п., в зависимости от конкретной ситуации, в которой находятся те или иные граждане?
В разных странах, в том число и в Европе, под влиянием мультикультурализма в последние 2 — 3 десятилетия позитивная дискриминация получила свое юридическое закрепление в политике. Согласно такой политике, выходцы, например, из стран «третьего мира» получали большие права, чем коренные граждане в решении вопросов получения разного рода пособий, доступа к системе образования и т. д. В итоге сложилась такая ситуация, когда реальное равенство противопоставлялось (и противопоставляется) равенству, гарантированному правом.
В политической науке выделяют несколько измерений гражданства. Во-первых, необходимо указать на так называемый юридический статус гражданина, который определяет систему прав и обязанностей этого гражданина. Юридический статус является существенно важным измерением гражданства, т. к. прямо влияет на условия жизни гражданина в данном обществе. Это влияние определяется, говоря юридическим языком, во-вторых, нормативной системой представлений и предписанным поведением.
И наконец, еще одно измерение гражданства определяется совокупностью практик (или «непрактик»), которые осуществляются гражданами, т. е. теми способами, с помощью которых граждане используют, применяют или соблюдают как систему прав и обязанностей, так и систему ценностей. Думается, нет необходимости доказывать, что на основе указанных измерений гражданства открывается возможность освещения и осмысления политического поведения граждан как важного субъекта политических сил общества.