Сравнительно недавно у американцев был прекрасный повод оглянуться назад, в далекое и близкое прошлое своей национальной истории, с тем чтобы определить, какой путь пройден, что отнести в актив, а что — в пассив. В 1976 г. исполнилось 200 лет с момента создания американского государства. Однако воздать хвалу достижениям страны во всех областях общественной и государственной жизни за два века ее существования оказалось делом необычайно сложным (если вообще возможным) даже для тех пропагандистских органов и учреждений, которые были специально для этого созданы. Нота пессимизма прозвучала уже в докладе специальной юбилейной комиссии, представившей в июле 1970 г. свои предложения президенту США. «При всем нашем богатстве и влиянии,— говорилось в нем,— что-то сделано не так. Мы жаждем мира, однако находимся в состоянии войны. Мы верим в справедливость и равенство, однако в нашей стране существуют зло и несправедливость. Мы благоговеем перед данной нам богом природой, однако допускаем ее загрязнение. Мы верим в братство людей, однако улицы стали ареной беспорядков… студенческие городки потрясают волнения… Идеалы свободы, превратившие нас в 1776 г. в независимую нацию, живы и важны, однако сейчас они подвергаются новым испытаниям. Может ли наше общество действительно добиться равных возможностей и полных гражданских прав для всех, и посвятит ли оно себя этой задаче?»1
Прибегнув к самокритике и сформулировав задачу народовластия, достопочтенные члены комиссии рассчитывали достигнуть положительного эффекта, наведя румянец на потускневший лик Америки. Однако хотели они этого или нет, их доклад лишь дал старт пропагандистскому марафону в честь забытых свобод, растоптанных иллюзий и несбывшихся ожиданий, не подвинув вперед ни на дюйм решение главных проблем, стоящих перед обществом. Славословия конституции не обеспечили трудовой Америке того, чего у нее никогда не было и в чем она так нуждается,— реальной власти, реальных прав, фактического гражданского равенства. Демократизм для трудящегося населения в капиталистической Америке был и остается суженным, урезанным, изуродованным2. Этот вывод В. И. Ленина получил свое подтверждение всей современной историей США. Само празднование 200 — летия образования США, проходившее в унылой и тревожной обстановке кризиса доверия к государственным институтам со стороны большинства населения США, несмотря на все усилия его организаторов и парадные мероприятия, символизировало бег на месте, имитацию движения.