Каковы же были последствия укоренения протестантизма в европейских странах?
В этих странах не было и не могло быть автономного религиозного авторитета, способного возглавить борьбу с рационализированной этатической властью. И неудивительно, что в протестантских странах конфликты между церковью и государством если и возникали, то проявлялись маргинально, как второстепенные. Чего не скажешь о католических странах, где политическое влияние католицизма было сильным.
Здесь конфликт между церковью и государством если он возникал, всякий раз приобретал фундаментальный, всеохватывающий характер. И это понятно, если учесть, что в католических странах политическая власть оспаривала право церкви на контроль над различными секторами социальной жизни.
Протестантизм, в частности в его пуританской форме, сыграл существенную роль в социальном и экономическом развитии раннего капитализма в Европе. Протестантизм оказал значительное влияние и на эволюцию форм политической организации обществ, способствуя становлению и утверждению политического господства буржуазии как класса. Не случайно М. Вебер, подводя итог своего исследования о духе капитализма и протестантской этике, отмечал, что для него важно было «показать значение аскетического рационализма… для социально-политической этики, следовательно, для организации и функций социальных сообществ от религиозных собраний до государства».
Распространение протестантизма, как известно, сопровождалось серьезными социальными конфликтами, что неизбежно вызывало к жизни вмешательство католических государств в кризисные процессы, поражавшие, например, Англию Тюдоров и Францию последних лет правления династии Валуа. Это означает, что распространение протестантизма имело международное измерение и оказывало сильное влияние на строительство государств2.
Отметим и другую культурную модель, определявшую политические и религиозные отношения, начиная с XV в., на Востоке Европы. Она имеет прямое отношение к России. Здесь в XV — XVIII вв. господствовала концепция священного характера политической власти. Неудивительно, что политическая власть оказывала сильное влияние на церковь. При этом в России церковь не просто была богатой. Она имела собственную автономную иерархию и обладала сильным влиянием на верующих. И тем не менее церковь не смогла противостоять феномену обожествления императора уже на ранних этапах государственного строительства. Так, начиная с VI в. в Византии император был, по сути дела, приравнен к Богу.
Позднее и в Киеве, и в Москве за мирской властью признавалось наличие в ней священного начала. В итоге в России не сложилось четкого разделения между мирским и священным, несмотря на наличие дифференцированной бюрократии и время от времени предпринимавшихся попыток духовенства освободиться от опеки царя. Абсолютистское государство в России было отмечено печатью высшей легитимности императора и, за редким исключением, отсутствием религиозной оппозиции абсолютной власти императора.
Таким образом, государство самим фактом своего возникновения во многом обязано концепциям политической власти и своей легитимностью в глазах церкви. Есть все основания утверждать, например, что появление парламентаризма в Англии было облегчено утверждением в духовной жизни страны пуританского религиозного течения и англиканской реформы. Прусское государство во многом является результатом распространения лютеранства, а царизм в России — во многом был обусловлен фактом подчинения православной церкви политической власти.