В современной партологии под патронажем понимается распределение государственных должностей победившим кандидатом среди своих однопартийцев на тех же условиях поддержки и помощи в период избирательной кампании. В американских партиях со времени президента Э. Джексона (1820-е гг.) такое распределение получило название spoils system, или система распределения добычи. Патрон-клиентские отношения в современных партиях могут быть и во внутрипартийных фракциях, построенных не на приверженности определенной системе идей, а по принципу личной преданности — в случае, когда в партии сосуществуют два или несколько лидеров, обладающих примерно одинаковым влиянием и борющихся за власть.
В средневековой Европе вооруженные группировки, фактически организованные отряды, нанимаемые для охраны и обороны, а также агрессии, захвата чужих земель или политических убийств, получили название «котерии». Этимология этого понятия происходит от французского термина «coterie» — «кружок», «сплоченная группа». Правда, в современном французском языке он означает преступную группировку, клан, мафию. А в партологии под котериями понимают заговорщицкие группировки или — шире — политические партии, которые вместо открытой парламентской борьбы, ведущей к стабилизации политического процесса и общества в целом, ставят своей целью приход к власти путем дестабилизации общества, заговоров и переворотов.
Понятие «клика», широко распространенное сегодня в политике и партологии, в переводе с французского (cligue) означает — «шайка», «банда». В теории партий под ним подразумевается непосредственное окружение лидера, безусловно преданное ему. И основана клика не на идейном единстве, а на личной преданности. В случае если он меняет политическую ориентацию, весь ее состав, не задумываясь, следует за ним.
В отличие от понятий «факция», «клика», «клиентела», «котерия», обозначающих заговорщицкие, оппозиционные, не совсем легальные группы с такими же целями, понятие «камарилья» (от исп. camera — комната, палата) появилось значительно позднее (в XIX в.). И определяло сначала конкретную придворную группировку короля Испании Фердинанда VII, а затем — все окружение трона правителя, а ныне оно обозначает уже вполне легальную группировку, поддерживающую действующую власть.
Термин «клан» (от кельтского — clatm) у шотландцев и ирландцев характеризует родовую общину, в более же широком смысле — весь род или группу родственников, ведущих общее дело. В политике под кланом понимают группировку, скрепленную родственными связями, предпринимающую совместные усилия для достижения каких-либо политических целей. Она может сложиться как внутри партии или государственного органа, так и вне их. Кланы часто формируются при высшем должностном лице государства (премьер-министре, президенте), назначающим на освободившиеся должности «своих» людей по принципу родственных связей. Такие кланы нередко смешиваются и входят «кликой» или «камарильей» в единую группировку.
Понятие «лига» (от фр. liguer — объединять) означает союз, ассоциацию, учрежденные в политических целях и действующие иными средствами, нежели политические партии. Если последние обычно выступают на электоральном и парламентском полях, то лиги не выдвигают кандидатов в избирательных кампаниях и не стремятся к объединению депутатов во фракции. Это, как выражается М. Дюверже, всего лишь «машины для пропаганды и агитации». По своей природе они носят резко антипарламентский характер, презирают «демократические игры», в отличие от коммунистических и фашистских — тоже антипарламентских — партий, которые используют парламент в борьбе за власть. Как правило, лиги эволюционируют в экстремистские партии (например, итальянских фашистов).
Пришедшему из французского языка понятию «лига», в немецком примерно соответствует понятие бунд (bund — связка, вязанка, сноп, в переносном смысле — союз, лига, федерация). В современной российской политической жизни используется редко, но имело хождение в период первой партийной системы России (1905—1918). Так именовался Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше, России. Бунд был составной частью РСДРП и, как это часто случается с понятиями, оторвавшимися от корней своего языка, стал означать не федерацию просветительских кружков и стачечных касс для рабочих и ремесленников еврейской национальности Российской империи, а составную, хотя и автономную, часть Всероссийской рабочей партии.
Следует заметить, что в период европейских революций (нидерландской, английской, французской), вплоть до середины XIX в., партиями называли не политические группировки в парламентах (их именовали фракциями), а литературно-публицистические направления, сплачивавшиеся вокруг печатного органа, или политические клубы. Партийная принадлежность в то время определялась по заявлениям того или иного деятеля, а партийная деятельность проявлялась путем публикации полемических статей и произнесения речей на актуальные темы. Лидерами таких «партий» становилось не избираемое руководство, а духовные вожди, «властители дум» — выдающиеся публицисты и ораторы. Эта традиция в какой-то мере сохранилась и в современной партологии, когда партиями называют не политические организации, действующие на основе программы, устава и законов данной страны, а слабо структурированные группы или элитные круги, клубы, направления политической мысли или публицистические течения.