Практика партийной борьбы и теория партий выработали и описали самые разные виды коалиций, классифицировав их по различным основаниям. По характеру внутренней структуры все объединения партий подразделяют на блоки и собственно коалиции.
Под блоком понимается достаточно иерархизированная структура, предполагающая неравные, асимметричные отношения между его участниками.
Как правило, это — отношения господства-подчинения, при которых доминирующая партия навязывает другой свои фундаментальные интересы, в том числе основные постулаты программы и формулу распределения дивидендов в случае общего успеха. Характерным примером двухпартийного блока может служить соглашение между германскими XДС и ХСС. С точки зрения организации, это — совершенно разные партии.
Большая численность и федеральный статус первой (636 тыс. членов и партийные организации во всех землях ФРГ, кроме Баварии); вторая, т.е. ХСС является фактически не федеральной, а региональной партией, действует только в земле Бавария, имея 179 тыс. членов. Конечно, доминирующей структурой блока выступает ХДС, а «младшим братом» — ХСС. Если между блокирующимися партиями возникают трения, что обычно угрожает выходом из соглашения, распространением своего влияния на всю территорию страны, т.е. организацией общефедеральной партии. Это невыгодно обеим, ибо уменьшит количество голосов, подаваемых за ХДС, и сделает проблематичным прохождение ХСС в бундестаг. Поэтому конфликт обычно заканчивается «по-братски»: ХДС уступает ХСС какую-либо государственную должность или положение совместной программы.
Другим примером блока партий могут служить отношения между КПРФ и АПР в I и II Государственных думах, когда КПРФ выступала в роли «старшего» партнера, «помогая» АПР в создании думской фракции, требуя взамен поддержки при обсуждении законопроектов и голосовании.
При создании многопартийного блока его структура еще более иерархизируется. Кроме доминирующей, появляются партии «второго плана», партии-реле («передатчики» влияния от доминирующей к партиям второго плана) и партии-статисты, которые, не обладая достаточными ресурсами и влиянием, получают их при заключении соглашения о блокировании. А в случае победы на выборах все они вправе рассчитывать на места в парламенте, министерские должности и т.д.