Корпоративизм представляет собой закрепленную в законах устойчивую систему взаимоотношений между правительством и крупными союзами интересов, основанную на постоянном сотрудничестве его участников в решении определенного круга вопросов. Феномен корпоративизма характеризуется тем, что крупные союзы интересов инкорпорированы (встроены) в механизм государственной власти, хотя при этом они сохраняют автономию по отношению к государству.
Наиболее типичным примером корпоративизма на Западе являются существующие в ряде стран (Австрия, Швеция и другие Скандинавские страны, отчасти в Германии) соглашения между государством, профсоюзами и союзом предпринимателей о совместном формировании политики в области трудовых отношений.
Понятия и идеи корпоративизма восходят к средневековому сословному государству, передавшему часть своих функций представителям традиционных, в том числе профессиональных, групп общества. Современный корпоративизм — неокорпоративизм — рассматривается в политической науке как дополнение к партийно-парламентским механизмам.
Он выполняет посредническую роль между государством и заинтересованными гражданами, причем не только выражает интересы общественных групп в органах власти, но и является проводником правительственной политики в определенной сфере деятельности и среди соответствующей ей части населения.
Наиболее крупными и влиятельными корпорациями в советский период были военно-промышленный комплекс (ВПК), аграрно-промышленный комплекс (АПК), отраслевые ведомства тяжелой промышленности и капитального строительства.
Наряду с отраслевыми (союзными) существовал и региональный корпоративизм. Эффективнее других регионов добивались реализации своих целей Москва, Ленинград, Свердловск, Днепропетровск. Влияние областей определялось в первую очередь их удельным весом в экономике страны, структурой экономики.
В целях принятия наиболее выгодных для себя решений корпорации пользовались возможностями лоббирования при личных встречах, переговорах, участии в выработке решений и экономических планов. Объектами лоббирования были высшие партийные и государственные руководители, министерства, ведомства, ЦК КПСС и Совет Министров.
По мере ослабления советского режима корпорации обретали все большее влияние, оказывали возрастающее воздействие на развитие экономики и общества в целом, широко используя возможности лоббирования своих интересов. Это был бюрократический корпоративизм.
С началом глубоких преобразований российского общества в 90-е гг. получает развитие отраслевой и региональный лоббизм. На передний план во влиянии выходят так называемые финансово-промышленные группы (ФПГ), которые извлекали максимум выгоды из своего положения естественных монополистов.
Наиболее влиятельными лоббистами в настоящее время являются РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС Россия», автомобильный, банковский, угольный и химический комплексы. Объекты лоббирования — Государственная Дума, Правительство РФ, Администрация Президента.
Среди региональных групп интересов наибольшим влиянием в настоящее время пользуются Санкт-Петербургская, Московская, Тюменская и некоторые другие группы. Свое влияние они стремятся осуществлять через Государственную Думу и Совет Федерации.
Формируется и внутренний лоббизм. Так, в составе Государственной Думы действуют весьма активно три лоббистские группировки — аграрная, финансовая и топливно-энергетическая. В правительстве интересы крупных ФПГ курируют некоторые министры и влиятельные чиновники. Кроме того, при правительстве функционирует ряд структур, являющихся по сути дела лоббистскими: Совет по развитию предпринимательства и промышленной политике при Правительстве РФ, Совет по внешнеэкономической деятельности при Министерстве внешнеэкономических связей РФ и др.