Революционные движения всегда начинаются с протеста и отрицания. При этом отрицается социально-политический и экономический порядок в целом. Совсем иначе строят стратегию движения реформаторского типа. Как правило, они сразу предлагают новое, иное, но обязательно позитивное решение актуальной общественной проблемы. Их отдельные акции могут носить протестный и даже деструктивный характер, но сама идея, общая направленность всегда конструктивны.
В социальных движениях реформаторского типа мобилизующими факторами выступают:
- · организация, правда, не более четкая, централизованная и сильная, чем в революционных движениях. Но она, учитывая снижение роли идеологии, выходит здесь на первое место. Под организацией социальных движений современные исследователи М. Залд и Р. Эш понимают, в первую очередь, способность к мобилизации внутренних (в самой структуре) и внешних (привлеченных из других структур общества) ресурсов;
- · идеология и система ценностей. Идеология реформаторских движений теряет революционный пыл и как бы уходит на второй план. Разумеется, она имеет место, но, уступая главную роль организации, фактически сливается с системой ценностей;
- · относительная депривация, определенная Т. Гарром как «восприятие деятелем (актором) расхождения между его ценностными ожиданиями и возможностями». Таким образом, единая система ценностей для участников реформаторских движений как бы распадается на подсистемы ценностных ожиданий и ценностных возможностей, и чем большая между ними разница, тем выше протестный потенциал. При этом протест направляется не на систему в целом, а на ее отдельные институты или недостатки;
- · солидарность, которая в реформаторских движениях менее прочна, чем в революционных, так как революционеры всегда готовы идти до конца за «святые» идеалы, включая применение оружия, а участники реформистского движения вряд ли в массе своей будут рисковать головой ради решения пусть и важных, но все же частных задач;
- · лидерство, которое носит неформальный и рациональный характер. Правда, иногда руководящий состав современных движений избирается на делегатском, реже — общем собрании (конференции, съезде).
В то же время социальные движения редко выдвигают четко сформулированные программы. Чаще их деятельность направлена на реализацию одной или нескольких целей, требований. Логика развития традиционного социального движения описана К. Досоном и У. Геттисом в четырех стадиях:
- · на первой люди ощущают социальное беспокойство. Массовые выступления носят спонтанный характер. Ни причины недовольства, ни способ его разрешения не осознаны. На этой стадии ведущую роль играет лидер-агитатор;
- · вторая стадия характеризуется учащением массовых выступлений. Формулируется их цель. Возникают представления о причинах социальной напряженности, пугях социальных преобразований (реформистском, революционном), об идеологии движения. Здесь лидер выступает в функции «пророка или реформатора»;
- · на третьей стадии — стадии формализации возникает организатор движения. Появляются правила, тактика и дисциплина. Лидер приобретает черты администратора. Формируются роли участников организации;
- · на четвертой — стадии институционализации — движение «поглощается» организацией и превращается в политический институт, политическую партию или общественную организацию.
Именно таким образом из аболиционистского движения в США начала XIX в. образовалось Американское колонизационное общество (1817), стремившееся решить проблему неравенства белых и черных американцев путем вывоза негров в Африку или Латинскую Америку. Это движение положило начало нескольким политическим партиям: Свободы (1840), Фри сойл (1848) и Республиканской (1854). Оно изначально носило реформистский характер.
Примером революционного социального движения может служить либеральное движение во Франции, в период от Великой французской до революции 1848 г. За это время оно породило несколько клубов (обществ) и парламентских фракций: Клуб кордельеров, Якобинский клуб, «Партию доктринеров», «Партию независимых» и т.д. Другие социальные движения, например чартистское, ушли с политической арены, не оставив ни общественных организаций, ни политических партий.
Среди социальных движений, рассматривая их с точки зрения политизированности, т.е. направленности на решение проблем путем не только косвенного давления на власть, но и завоевания властных структур, можно выделить социально-политические движения (СПД). Они по месту своего положения (не в гражданском обществе, а между ним и государством), выдвигаемым проблемам (не только актуальные социальные, но и проблемы реформы самой политической системы), структуре и формам деятельности более напоминают партии, чем социальные движения. Для примера рассмотрим историю голлистского движения.
Первое социальное движение, созданное генералом де Голлем сразу же после разгрома французской армии в 1940 г., называлось «Свободная Франция». Это было именно социальное движение, не ставившее иных задач, кроме победы над фашизмом. Под девизом «Честь и свобода», с эмблемой лотарингского креста, оно объединило десятки, а потом и сотни тысяч французов разных политических убеждений: коммунистов, социалистов, республиканцев, консерваторов. В него вступали солдаты и офицеры, рабочие, инженеры, учителя, предприниматели, профессиональные политики и домохозяйки или заключали с ним договоры о сотрудничестве многие общественные организации — профессиональные, социальные, экономические, религиозные. Де Голль опубликовал манифест и создал совет движения.
После победы над фашизмом, т.е. выполнения задач движения, де Голль решил создавать не партию или социальное движение, а именно социально-политическое движение, нацеленное на борьбу за власть путем выборов — Объединение французского народа (ОФН — RPF). От его имени он выразил отрицательное отношение к конституции 1946 г. и объявил основную цель движения: изменение политической системы в сторону «сильной исполнительной власти», повышения эффективности управления и ухода от «режима партий». Это, по его мнению, должно было решить стратегическую задачу движения — объединение всех французов и возрождение Франции. Трансформация социального движения в социально-политическое произошла, когда перед нацией встали новые задачи, решать которые, по мнению голлистов, можно было лишь политическими средствами.
Итак, социальные движения не просто «занимают» часть политического поля, составляя конкуренцию политическим партиям. Они могут служить (но не всегда служат) основой для зарождения и становления общественной организации или политической партии. Очевидно, что если идеи, программа социального движения еще не исчерпаны и пользуются поддержкой каких-либо социальных групп, оно при определенных условиях (готовность гражданского общества и государства институционализировать его) может трансформироваться в общественную организацию или партию. При этом не исключено, что во главе социального движения или общественной организации встанет представитель партии или даже партия в целом возглавит какое-либо социальное движение, как это сделала ВКП (б), возглавив в 1918 г. мировое коммунистическое движение и придав ему интернациональный характер.