В истории партий, в предыдущих статьях серии, мы не разделяли социальные движения (СД), общественные организации (ОО) и политические партии (ПП), объединяя (особенно в ранние эпохи партийного генезиса) под понятием «политические группировки» и первые, и вторые, и третьи. Сегодня, учитывая значительную разницу в организации, количестве участников, целях, социальных и прочих функциях, эти социальные структуры общества необходимо различать.
Социальные движения — такие формы организации граждан, которые объединяют и направляют их общие устремления к каким-либо социально-политическим изменениям. Они намного менее структурированы и организованы, чем политические партии. Как правило, в них выдвижение лидеров носит неформальный характер.
Общественные организации — негосударственные формы социальных связей, возникающие на основе стремления людей к решению каких-либо социально значимых проблем. По структуре и целям они весьма разнообразны. Отличаются от социальных движений определенностью организации, формализацией функций руководства и меньшими размерами, а от политических партий — невмешательством в их сферу, хотя бывают исключения. Своих целей они добиваются не через прямое воздействие на властные структуры, а косвенным давлением.
Различия между общественными организациями и социальными движениями относительны. Любая массовая общественная организация напоминает социальное движение. Но характерными ее чертами остаются большая определенность и организационная четкость, формализация структуры, лидерства, мероприятий, форм отчетности, институционализация и укорененность в гражданском обществе. При этом несколько общественных организаций, выполняющих аналогичную миссию, часто представляют как социальное движение. Так, современное негритянское в США составляют следующие организации: Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения, Национальная городская лига. Конгресс расового равенства, Конференция христианского руководства на Юге, Профсоюзная коалиция черных, Национальный объединенный фонд черных, Национальный союз борьбы против расистских и политических преследований.
С точки зрения взаимоотношений с партиями и общественными организациями, следует различать социальные движения революционного типа, стремящиеся к изменению социально-политической системы в целом, и социальные движения эволюционного, реформаторского типа, имеющие целью решение конкретной социально-политической проблемы или проблем в рамках существующей системы ценностей. Между этими основными типами движений нет «непроходимой границы». Революционные социальные движения могут, исчерпав свой революционный потенциал, трансформироваться в эволюционные. Соответственно меняются и отношения их с партиями, общественными организациями. Например, такие, изначально революционные движения, как либерализм и социализм, стечением времени эволюционировали, образовав несколько видов либеральных, либерально-консервативных, социально-либеральных и других политических партий или общественных организаций.
Главными факторами мобилизации в социальных движениях революционного типа выступают:
- · идеология, которая обязательно содержит принципиальную критику существующего порядка, формулирует собственную доктрину, цели; определяет стратегию и тактику движения. По сравнению с партийной идеология социального движения носит расплывчатый, изменчивый характер;
- · система ценностей, которая менее устойчива и определенна, чем политическая культура общества. Поэтому среди ценностей социальных движений выделяется более устойчивое «ядро», которое «вбирает» наиболее общие, разделяемые подавляющим большинством установки. Оно и стабилизирует всю систему ценностей. Наличие большого числа «периферийных» ценностей является характерным отличием социального движения от политической партии;
- · солидарность. Степень общности движения и партии также существенно различается. Достаточно четкое членство (фиксированное или нефиксированное) для партий является общим местом, для социальных движений это — исключение из правил;
- · лидерство в революционных социальных движениях носит преимущественно неформальный характер и опирается на харизматический тип личности, в то время как в партиях оно формализуется, рутинизируется и относится, скорее, к рациональному типу.