Политическая социализация связана с усвоением индивидом определенных культурных норм и социальных правил (кодов) поведения. На основе этого индивид формирует свою собственную систему представлений и линий действия в общественной жизни.
Индивид, значит, является выразителем некой общей «культурной модели». А действия граждан в публичном пространстве зависят от систем восприятия и изменения социального окружения. И это справедливо как в отношении политической жизни, так и в отношении социальной жизни вообще.
Политическая ориентация граждан, как показали исследования французских ученых, в последние десятилетия испытывает влияние двух символических систем: религиозной и нерелигиозной. Первая из них структурируется вокруг религии. Для нее характерны высокая оценка роли личности и семьи как основополагающих элементов гармоничного социального порядка. А этот социальный порядок, рассматриваемый как Божественное творение, основан на иерархии статусов и ролей в социальных функциях. Так, разделение задач на мужские и женские рассматривается как неотъемлемый элемент социальной организации.
Такая концепция социального порядка вырабатывает глубокое отвращение к политике, которая рассматривается как стерильная и опасная деятельность в силу порождаемого ею искусственного разделения между людьми и особенно в силу опасности расстройства социальной организации, исходящего от утопических программ политических партий.
И потому, согласно религиозным представлениям, верующие, голосуя на выборах, участвуют не в политике, а в избрании управляющих, а тем самым и в управлении государством. А через это — в поддержании социального порядка.
Социальное неравенство с позиции религии и веры чаще всего объясняется пороками людей и деградацией сознания. Вина здесь и тех, кто правит, и тех, кем правят. В то же время верующие имеют немало претензий к власти, государству, бюрократии, решительно осуждают господство денег. Но это вовсе не значит, что верующие придерживаются левых взглядов.
Второй тип символической системы строится вокруг социальных классов. К этому типу ближе всего неверующие люди. Они объединяются вокруг того, что в политической науке называется социальным классом. Класс для людей этой социальной группы представляет собой разновидность расширенной семьи. Социальный и политический мир они воспринимают через разделение на «мы» — рабочие и «они» — хозяева предприятий, управляющие, т. е. те, кто в силу своего статуса принимает решения.
Это дихотомическое видение исходит из конфликтного восприятия социальных отношений и предполагает создание и деятельность организаций для защиты своих интересов и политических позиций. При этом профсоюзные обязательства и классовая борьба оцениваются высоко. И тем не менее среди этой группы населения достаточно широко распространено негативное отношение к политике. Она им кажется подчас трудной для понимания. Но в отличие от верующих данная группа населения стремится использовать политику для достижения своих целей.
Нужно сказать, что эти символические системы, которые ориентируют восприятие, чувства, социальное и политическое поведение людей, глубоко укоренены в истории страны, тесно связаны с тем, что называется исторической памятью народа. Словом, многомерное и всестороннее взаимодействие личности и общества определяет ее позиции в политической жизни.