Подход к демократии И. Шумпетера строится таким образом, чтобы преодолеть недостатки классической теории демократии, которая формировалась еще в XVIII в.
Она может быть, согласно Й. Шумпетеру, определена следующим образом: «Демократический метод — это такое институционное устройство для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей».
Согласно классической теории демократии существует приемлемая для народа концепция общего блага, понимание того, что представляет собой общий интерес в том, что касается путей и целей общего блага. При такой демократии граждане прямо (избрание парламента) или косвенно (определение состава правительства парламентом) определяют состав правления страны, которое призвано осуществлять общий интерес на основе тех средств, с которыми согласны граждане данной страны.
Й. Шумпетер со всей определенностью отмечает, что политическая реальность в значительной степени отличается от этой концепции демократии. Это связано с тем, что общего блага в реальности не существует.
Превосходство процедурной демократии перед лицом демократии классической, согласно Й. Шумпетеру, определяется тем, что она позволяет учесть решающую роль, которую в политических процессах играют «политические штабы», т. е. политические партии в определении политики и путей ее реализации. И более того, избиратель, голосуя за ту или иную программу, в реальной политической жизни не является гарантом того, что политика после выборов будет проводиться в соответствии с содержанием указанных программ. Все будут решать политические штабы.
Пример тому— наша недавняя российская история. Программа Б.Н. Ельцина, за которую проголосовало в 1991 г. подавляющее большинство избирателей, не только не выполнялась по многим пунктам, но и приобрела совсем иное содержание, особенно в экономической области и, в частности, в области ценообразования.
Процедурный подход к демократии позволяет найти выход из проблем ценностей политического режима. Это связано с тем, что, во-первых, он позволяет отделить квалификацию системы от нормативного измерения, что было характерно для рассмотрения политических режимов в политической философии, которая их оценивала с позиций «хороший» или «плохой».
Во-вторых, рассматриваемый подход открывает перспективу оценивать как демократический политический режим не только в западных странах, но и в странах, где существует совсем иная система ценностей, нежели на Западе. Не подчиняя факт существования демократии универсализму западных ценностей, подход с позиций процедурной демократии придает универсальный характер самой демократической модели политического режима.