Корпоративная модель представительства групповых интересов имеет свои сильные и слабые стороны.
К числу ее достоинств политологи относят:
— предотвращение, или мирное, путем переговоров, разрешение социальных конфликтов, и в первую очередь конфликтов между трудом и капиталом;
— высокая степень информированности всех сторон о требованиях и позициях друг друга;
— повышение предсказуемости государственной политики и снижение вероятности ошибочных решений и др.
Как показывает опыт ряда стран Запада, корпоративная система представительства общественных интересов способствует повышению управляемости общественными процессами, сбалансированности бюджета и эффективности финансовой системы, снижению уровня безработицы и забастовочной активности, а в конечном счете и стабилизации общественного строя.
В то же время корпоративизму присущ и ряд недостатков. Обладая монополией на представительство интересов определенной сферы жизнедеятельности общества, крупные организации могут стимулировать консерватизм, исключают подчас саму возможность появления конкурирующих организаций и могут ограничивать возможности альтернативных решений. Более того, в определенных ситуациях эти организации могут стремиться решать, в том числе в ущерб общественным интересам, свои собственные частные интересы, а также ограничивать возможности деятельности правительства. Не вызывает сомнения и тот факт, что корпоративизм способствует развитию тенденции олигархизации и самой организации, и неразрывно связанной с ней бюрократизации аппарата.
Противоречивая общественная значимость корпоративизма в России начала XXI в. особенно ясно выражена. Корпоративизм в России во многом унаследовал характерные для командно-административной системы руководства экономикой бюрократические традиции управления и скрытого ведомственного сговора правительственных чиновников и представителей промышленности и бизнеса вообще. Сказывается также отрицательное влияние массово выраженной коррупции, поразившей значительную часть государственного аппарата.
Социальная представительность определяется рядом факторов. Прежде всего сказывается воздействие социального происхождения. Какой бы высокий пост ни занимал тот или иной политический деятель, на его решения и действия факт социального происхождения оказывает значительное влияние. Как правило, он стремится действовать с учетом интересов слоя, давшего ему путевку в жизнь. Это подтверждает политическая практика многих стран.
В то же время социальное происхождение нельзя рассматривать в качестве абсолютного критерия. Сам факт вхождения в политическую элиту может существенно изменять идеологические и ценностные ориентации политического деятеля. И потому выходцы из среды рабочего класса далеко не всегда отстаивают интересы этого класса. И наоборот, идеологические пристрастия и убеждения могут вести политика к действиям, расходящимся с интересами социальной группы его изначальной принадлежности. И тем не менее социальную принадлежность представителей политической элиты нельзя недооценивать.
Политологи в качестве фактора, определяющего социальную представительность элиты, называют организационную принадлежность (вхождение в партию, профсоюз, общественное движение и т. п.). Организационная принадлежность может рассматриваться как своеобразная гарантия социальной представительности различных социальных слоев и групп общества в элите. К тому же она оказывается связанной и с обязательствами лиц, входящих в элиту, перед избирателями, например голосовавшими за ту или иную партию. Кроме того, политические организации имеют на вооружении некие программные установки и цели, игнорировать которые ее представители в элите просто не могут. И это тоже форма контроля за той или иной частью элиты.
И еще. Государственные и общественные институты (общественные движения, группы давления, система выборов, референдумов и опросов общественного мнения, средства массовой информации и т. д.) осуществляют контроль за деятельностью элиты и тем самым в значительной мере предотвращают развитие замкнутости и кастовости политической элиты.
Каждый из этих факторов действует не изолированно. Они взаимно дополняют друг друга в практическом осуществлении того, что мы назвали социальной представительностью элиты.
Социальная представительность, эффективность действий, авторитет политической элиты во многом зависят от системы ее рекрутирования (формирования). Эта система является специфическим механизмом отбора представителей элиты, который включает в себя необходимые критерии, порядок и состав лиц, которые осуществляют отбор.