Модели «надпартийного президента» уже в 1820-е гг. была противопоставлена модель «партийного президента». В соответствии с ее представлениями о взаимоотношениях исполнительной власти и политических партий, будущий президент не ждет «просьбы народа» занять должность, а во главе партии активно участвует в партийной борьбе за президентское кресло. После победы завоевавший пост президент окружает себя «своими» партийцами, «расплачиваясь» государственными должностями за помощь в избирательной кампании. Ярким представителем такого подхода к президентско-партийным взаимоотношениям проявил себя седьмой президент США Эндрю Джексон (1832-1836).
Обострение сложных социальных проблем и состояние Гражданской войны сформировали новую парадигму властно-партийных отношений. При президентстве Авраама Линкольна (1860-1867), который воспринимался общественным сознанием в первую очередь как «лидер и спаситель нации», его партийная принадлежность и взаимоотношения с политическими партиями уходят на второй план. Перед нами своеобразная модель «надпартийного партийного президента, спасителя нации».
Последующее социально-экономическое развитие США на базе ускоренной индустриализации, но без вмешательства исполнительной власти в экономику, привело к снижению роли президента, его Кабинета и повышению значения законодательной власти. Партийно-политическое развитие США в тот период (1868-1896) пошло по пути сближения с европейской моделью, где вся партийная борьба сосредоточивалась на завоевании большинства в парламенте и формировании правительства. Такую модель взаимоотношений можно назвать: «слабый» партийный президент — «сильный «партийный парламент». Именно на такой модели взаимоотношений настаивала в 1990-е гг. российская Государственная дума, ведомая КПРФ, в ее противостоянии с президентом Б. Н. Ельциным.
Следующий период (1890—1920) характеризовался активизацией внешней политики США и европейских стран, ибо началась борьба за окончательный раздел и передел мира в условиях столкновения многих национальных интересов, а также экономического кризиса и роста популистских ожиданий в обществе. Он выдвинул новую модель властно-партийных отношений.
На волне прогрессивного движения, которое отводило решающую роль государству в проведении социально-экономических реформ, к власти приходят президенты, которые мыслят, скорее, категориями «движение» и «народ», чем — «партия». В Европе и Америке подъем рабочего движения ведет к формированию мощных общественно-политических движений и становлению социалистических партий. И в этих условиях американские президенты и европейские премьер-министры всячески подчеркивают связь с «прогрессивными» движениями, народом и затушевывают свою партийную принадлежность. Сформировалась модель «сначала общественно-прогрессивного, а потом партийного президента».