Дюверже в основу своей типологии положил способ интеграции базовых элементов в общую структуру партии. По этому критерию он выделил два типа партий — с сильной и слабой структурой.
Рассмотрим подробнее их основные различия.
1. По составу структуры:
• партии сильной структуры включают только регламентированные уставом низовые организации (местные отделения), комитеты, центральный комитет, национальный съезд. Количество делегатов на регулярные конференции и съезд здесь строго регламентировано, как и численный состав центрального (национального) комитета;
• партии слабой структуры могут включать комитеты, федерации, редакции, коллективно в них принятые. В уставе не регламентирована внутренняя структура комитетов, федераций и, конечно, редакций. Каждый из этих структурных элементов строится по собственному выбору. Не регламентирован в уставе партии и способ интеграции внутренних структур в единую партию. Представительство их на съезде хотя и зафиксировано, но количественно не уточнено и способ избрания не оговорен. То же касается порядка избрания национального исполнительного комитета.
Дюверже выделил также факторы, направляющие партии к сильной или слабой структуре:
• особенности национального характера. Хотя далеко не всегда в более организованных нациях партии имеют структуру сильнее;
• потребности подпольной борьбы. Партии, участвовавшие в движении Сопротивления, приобрели более сильную структуру;
• избирательная система. Голосование по партийным спискам обязывает местные комитеты установить между собой и с национальным комитетом сильные организационные связи, чтобы совместно составить и агитировать за единый партийный список. Одномандатная система превращает каждую местную партийную группу в самостоятельную команду, что ослабляет как горизонтальные, так и вертикальные связи в партийной структуре;
• природа базовых элементов. Партии, основывающиеся, соответственно, на комитете, секции, ячейке, милиции, приобретают все более четкую, жесткую, сильную структуру;
• разрастание партии, разделение властей (на законодательную и исполнительную) ужесточает партийную структуру, делает ее более сильной.
2. По развитости вертикальных и горизонтальных связей:
• вертикальные связи, или коммуникации, соединяющие подчиненные структуры партии. Пример наиболее развитых вертикальных связей — коммунистические и фашистские партии, в которых выполнение указаний вышестоящих партийных органов — суть и смысл партийной работы, а их игнорирование фактически приравнивается к невыполнению приказа в армии. Развитый механизм вертикальных связей — показатель не только единства партии и ее возможностей по мобилизации партийцев и населения. Он дает возможность быстрого перехода к нелегальной деятельности, когда разрываются немногочисленные вертикальные связи и профессиональный аппарат партии уходит в подполье, оставляя «на поверхности» бывших рядовых членов партии;
• горизонтальные связи — это коммуникации не между подчиненными, а равными по статусу структурами партии. Например, между местными организациями или региональными комитетами. К горизонтальным относятся также организуемые местными отделениями культурные и спортивные общества, связи партии с профсоюзами, социальными движениями, осуществляющиеся на уровне их центральных комитетов, и т.д. Такие связи усиливают влияние, делают партию более включенной в гражданское общество и ответственной за свою деятельность;
• смешанные вертикально-горизонтальные связи имеют большинство современных партий. При этом в партиях с о слабой структурой преобладают горизонтальные, а в сильной — вертикальные связи.
3. По степени централизации или децентрализации.
Если вертикальные или горизонтальные связи определяются способами координации базовых элементов, то централизация и децентрализация относятся к распределению полномочий между уровнями управления. Дюверже выделяет четыре типа децентрализации:
• локальная, которая определяется тем фактом, что местные руководители, рекрутированные из местной же среды, действуют самостоятельно, располагают значительными полномочиями, мало зависят от центра и основные решения принимают сами. Такая децентрализация характерна для американских и некоторых европейских партий;
• идеологическая децентрализация состоит в допущении известной автономии фракций и течений, возникающих внутри партии. Она характерна для партий со слабой структурой (лейбористских, социалистических, демократических, либеральных и др.);
• социальная децентрализация свойственна непрямым партиям, например католическим. И заключается в автономной организации каждого социально-экономического слоя внутри партии в собственные секции с предоставлением этим корпоративным секциям значительных полномочий;
• федеративная децентрализация делает структуру партии похожей на государственную, например федеративной Швейцарии, с ее автономностью и суверенитетом кантонов. Так было в Социалистической партии Австро-Венгрии до 1914 г., где существовали семь автономных организаций (немецкая, венгерская, чешская, польская, русинская, словенская, итальянская). Сюда можно отнести и современные партии Бельгии, разделенные на валлонские и франко-фонские автономные части.
Чем выше централизация, тем сильнее становится структура партии, и наоборот. Однако не следует считать, что партии с сильной структурой более влиятельны и успешны, чем со слабой. Искусство партийного руководства в том и состоит, чтобы варьировать отмеченные характеристики в зависимости от политических обстоятельств, представляя свою партию всегда готовой к изменяющимся условиям политической борьбы.
Еще раз подчеркнем: партии с сильной и слабой структурами, как и все представленные типы, это — не реально действующие организации, а идеальные типы, образцы таковых, помогающие ориентироваться в политике и научном анализе существующих партий.
p