В демократическом обществе одними из основных функций политических партий являются выдвижение кандидатов в представительные и законодательные органы власти, организация предвыборных кампаний. Отсюда вытекает проблема взаимоотношений партий и бывших кандидатов-партийцев, ставших парламентариями.
Партиец, если он избран в руководящий партийный орган, продолжает оставаться представителем своей партии, т.е. части общества. Депутат же законодательного собрания в первую очередь представляет все общество и уже во вторую — свою фракцию. Теперь он решает задачи не партийного, а более высокого, национального, уровня. Поэтому общественный и политический статусы депутата значительно выше, чем положение даже партийного руководителя.
Но член парламента, ставший таковым, не покидает рядов выдвинувшей его партии, продолжая служить ей и в новом качестве. Так возникает двойственность положения, или конфликт двух социально-политических статусов: общественно-государственного и внутрипартийного. Как он разрешается в реальной политической жизни?
М. Дюверже полагал, что, с точки зрения политического времени, существовали три фазы эволюции взаимоотношений партий и парламентских фракций:
1. Господство парламентариев в партии.
2. Относительное равновесие между парламентариями и партийным руководством.
3. Господство партий над своими парламентскими фракциями.
Каждая из этих фаз эволюции партийно-парламентских отношений соответствует определенному типу доминирующей партии, значит — и типу партийной системы. Кроме того, три фазы взаимоотношений: руководства партий, партийной системы и парламентских фракций — соответствуют и трем периодам истории партий. При этом в либеральный период наблюдалось господство парламентариев в партиях, в социалистический — примерное равновесие этого «соперничества», в тоталитарный — господство партийного руководства над парламентскими фракциями.
Партиомы, в которых доминировали элитные или кадровые партии, а это, по преимуществу, партийные системы XVIII—XIX вв., располагались, на месте «сшивки» партийных верхушек и государственных институтов. А положение партийной системы в те времена определялось неразвитостью гражданского общества, из которой вытекали ограниченность избирательного корпуса и незрелость партийных организаций, не успевших достаточно глубоко в него «прорасти».
Кроме того, эти партийные организации, из-за малочисленности, не нуждались в многоуровневой системе руководства, многочисленных партийных органах, разветвленной сети партийной бюрократии и жестком партийном руководстве. Фактически многие партийные руководители и являлись парламентариями, а партийные организации были им нужны лишь для периодического подтверждения на выборах их парламентского статуса.
Такая элитарная партийная система из «верхушечных» кадровых партий определяла верхушечный же характер партийной, всей политической борьбы и естественное, вытекающее из очевидного положения вещей, доминирование парламентариев над своими партийными организациями. А Дюверже отметил еще, что «господство парламентариев над партией обусловлено ее чрезмерной децентрализованной структурой. Каждый депутат, будучи весьма независимым от своих коллег, управляет местными комитетами, как пожелает. Центральное же руководство несколько напоминает средневекового короля, не имеющего ни власти, ни престижа в глазах своих крупных вассалов.