Освещение партийной системы в трудах Болингброка и Юма

0
157

Лорд Болингброк

Лорд Болингброк, создававший свои труды уже в XVIII в., считал партии частью английской конституции, т.е. государственного устройства. Именно конституция, по его мнению, определяет рамки политического поля и создает условия партийной борьбы в условиях ограничения их деятельности парламентом и законами. «Если уж говорить о достоинствах, то величайшим из них была, конечно же, борьба против прежней прерогативы королевской власти, когда она подняла голову так высоко, что стала угрожать нашей свободе. Ныне же основной заслугой партий является противодействие тем, кто превозносит коррупцию, разоблачение средств, которыми ее можно усовершенствовать на погибель нашей конституции и, следовательно, свободы».

Итак, функциональность партий, по Болингброку (в данном случае речь идет о парламентских фракциях), заключается в критике власти и друг друга, в критической позиции, противостоящей коррупции и сохраняющей стабильность и все позитивные качества государственного устройства. В работе «Идея о короле-патриоте» (1738) он формулирует модель взаимодействия короля с парламентскими фракциями. И полагает, что король только тогда будет истинным патриотом, когда возвысится над партийными интересами и откажется от партийных пристрастий. Лишь ощущающий себя вне партий, вставший над партийными распрями, сможет он увидеть и осознать не партийные, а общенациональные интересы. Такого короля и называет Болингброк королем-патриотом. Эту надпартийную политическую позицию, модель политического поведения мы сегодня могли бы назвать: «нахождение государства и исполнительной власти вне партий и над партиями».

Другой британский ученый XVIII в. Дэвид Юм (1711 — 1776) предпринял одну из первых попыток классификации партий. В политическом эссе «О партиях вообще» (1741) он подразделил их на личные иДэвид Юм реальные фракции. Личные основаны на дружбе или вражде. Обычно возникают в небольших республиках, где «любая домашняя ссора становится государственным делом». «Любовь, тщеславие, соперничество, любой аффект, в том числе честолюбие и чувство обиды, порождают разделение общества», — утверждал он. Это был один из первых примеров психологического подхода к исследованию партий.

Реальные партии, по Юму, создаются уже на реальных различиях в идеалах, интересах социальных групп. Они, в свою очередь, делятся на партии, основанные на интересе (наиболее разумные и допустимые, по его мнению, в обществе группировки), и партии, основанные на принципе справедливости, наук.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ