Чувство принадлежности, применительно к гражданственности, может проявляться по трем линиям, на основе которых происходит объединение разрозненных индивидов в группу.
По линии частное-общее можно выделить: в разряде частное — группы интересов, социальный класс, профессиональное объединение, а также более универсальные группы (церковь, интернационал и т. д.). Общее получает выражение в становлении и существовании политического сообщества.
По линии сообщество-общество выделяются в разряде «сообщество» — чувственные, предписанные группы (семья, секты и т. д.), в разряде «общество» — контрактно организованные группы, характерные для трудовых отношений, для клиентелы и т. д.
По линии низ-верх в разряде «низ» чувство принадлежности восходит по вертикали местное сообщество-региональное, сообщество-национальное, сообщество и наднациональное сообщество.
В том, что касается чувства обязательности, концепция гражданственности также может рассматриваться по трем линиям. По линии публичное-частное можно выделить чистую гражданственность» (готовность отдать жизнь за Родину) и гражданственность, связанную, например, с выполнением семейных обязанностей. По линии конформизма-автономии — от конформизма (не участвовать в истории) к индивидуализму (действовать по своим убеждениям). По линии права-обязанности — от требования прав к признанию своих обязанностей.
Позиционирование по каждой из шести линий выражается во множестве конфигураций обычных представлений и представлений «для себя», связанных с гражданством. Вслед за Ж. Лека можно выделить две пары такого рода представлений.
Французский политолог Софи Дюшесн на основе эмпирических исследований предприняла попытку выразить все то, что связано с гражданством применительно к Франции времен окончания прошлого столетия. Она выделила две модели представлений о гражданстве: гражданство по наследию и гражданство по совести. В чистом виде указанные модели не встречаются, но на основе их пересечения друг с другом возникают различные подмодели, которые позволяют понимать и объяснять гражданство. Во всяком случае, есть возможность выявить связи феномена «гражданство» с национальностью, с одной стороны, и место индивида в коллективе — с другой.
Модель по наследию строится на отождествлении гражданства, национальности и национальной идентичности, а потому термины «француз» и «гражданин», «англичанин» и «гражданин», «венгр» и «гражданин» и т. д. являются эквивалентными. Гражданство вырастает на основе общего наследия, передаваемого семьей и всем тем, что связано с государственно-национальным образованием (история, земля, язык и национальная культура). При этом нация как некая рамка принадлежности и идентификации индивидов является средоточием связей между индивидами, подобным семейным связям. Это холистская концепция гражданства. Согласно ей, на переднем плане находится сообщество, а индивид является наследником всего национального. И его обязанностью является сохранение и передача будущим поколениям национального достояния.
В отличие от названной нами модели, модель по совести предстает как индивидуалистическая и универсалистская концепция, в которой коллектив граждан воспринимается как способ существования на основе контракта индивидов и государства-нации, как некая рамка, препятствующая признанию общей принадлежности индивидов к человечеству. Однако индивид имеет обязательства перед своими согражданами: быть гражданином означает вести себя по отношению с другими членам коллектива на основе уважения их как равных человеческих существ. Это предполагает активное участие в политической жизни. А потому индивид как гражданин, выполняя свои социальные обязательства, имеет возможность пользоваться всеми правами.
Эти две модели, противоположные и дополняющие друг друга, отличаются по месту и значению выборов. В модели по наследию голосование символизирует принадлежность к сообществу и идентификацию индивида с ним. При этом оказывается, что голосование как бы сводится к участию в политической жизни. Политический выбор, а значит, противоречия и конфликты, которые с ним связаны, как бы не учитываются и не выделяются особо.