Пожалуй, главная проблема утилитаристской логики голосования заключается в том, что в политическом поле, как и в других сферах социальной жизни, индивидуальные действия не могут быть сведены только к рациональным действиям. А сама рациональность не может ограничиваться только расчетом полезности для избирателя его электорального выбора.
Не случайно Жорж Лаво отмечал, что «в большинстве демократических стран голосование спонтанно воспринимается большинством избирателей как долг еще до того, как оно будет рассматриваться как «рациональное» действие».
И политическое поведение населения нельзя сводить только к утилитаристской модели. Так, голосование за ту или иную политическую партию, которая не имеет никаких шансов победить на выборах или войти в правящую коалицию партий и даже не имеет шансов получить свое представительство в парламенте, такое голосование назвать иначе как иррациональным просто нельзя. А потому в утилитаристском подходе такое голосование не имеет права на жизнь.
Однако в реальной жизни немало избирателей, принимающих участие в голосовании, руководствуются вовсе не «инструментальной рациональностью», а «рациональностью аксиологической». Голосование, скорее, осуществляется на основе неких жизненных принципов, а не на основе оценки последствий, к которым результаты голосования могут вести.
Не случайно более взвешенный подход к оценке места и роли рациональности, как, впрочем, и ее природы, потребовал переосмысления указанного феномена. Джон Элстер выдвинул гипотезу ограниченной рациональности, которая отражает тот факт, что индивиды нередко выдвигают такие цели, которые не могут быть реализованы. К тому же многие индивиды готовы пожертвовать долгосрочными выгодами лишь для того, чтобы получить неотложное удовлетворение своего желания, чаще всего материального. Нередко индивиды действуют на основе иррациональности, вопреки рациональным доводам.
И потому в поступках и политическом поведении людей присутствует не только утилитаристская логика. Джон Элстер в этой связи утверждает следующее: «Полная характеристика человеческой природы должна соответствовать, по крайней мере, следующим чертам; человек может быть рациональным, в том смысле, что он может добровольно жертвовать неотложным вознаграждением во имя будущего вознаграждения. Человек часто является иррациональным и подтверждает тем самым слабость своей воли. Даже когда человек является иррациональным, то он знает об этом и может побуждать себя действовать в том же духе в большей мере, чем пытаться противостоять своей собственной иррациональности».