Партийная организация штата представляет собой довольно рыхлую федерацию политических группировок и личных фракций, каждая из которых озабочена выдвижением и продвижением своего лидера. Но в общенациональном масштабе роль партий штатов очень велика, поскольку проведение и подсчет результатов выборов президента и конгрессменов (не говоря уже о выборах губернаторов) осуществляется по штатам.
Низшим звеном партийной структуры американских партий являются собрания избирательных округов и участков, которые не представляют собой постоянных и регулярных организаций. Фактически это просто встречи наиболее активных избирателей данной партии. Во время избирательных кампаний на такие мероприятия избирательного участка приходят по 400-500 человек.
Руководит деятельностью партийной организации избирательного участка босс «капитан», а координируют — боссы более высокого ранга, заседающие в партийных комитетах округов и графств.
В XIX — начале XX в. партии американского типа опирались на систему «раздела добычи» или патронажа: «капитаны», систематически добивавшиеся требуемых результатов, продвигались своим боссом по служебной лестнице партийных или государственных постов. Такие взаимоотношения партийцев делали структурно слабую партию вполне управляемой, мобильной и эффективной «партийной машиной». Это — тип партийной организации, которая «обеспечивает массовую поддержку себе использованием ощутимых стимулов — денег, должностей, возможности получить выгодные заказы или налоговые скидки».
Обе ведущие партии США фактически превратились в «партийные машины», которые распространили свою деятельность не только на политику, но и вмешиваются в вопросы экономики, торговли, транспорта, социального обеспечения (особенно иммигрантов, обездоленных, безработных, цветных избирателей), добывая разными способами средства для избирательных кампаний, не брезгуя подкупом избирателей и государственных чиновников.
Политические реформы, начавшиеся в 1930-х гг., были направлены на разрушение «партийных машин»: ужесточена регистрация избирателей, запрещено участие государственных служащих федерального уровня в партийных мероприятиях. Но самое действенное влияние на них оказал рост благосостояния, образования и политической культуры населения.
Партии американского типа претерпели несколько кризисов. Первый возник с появлением в 1870-х гг. на политической арене партий социалистического типа, которые начали вытеснять рыхлые и децентрализованные традиционные. Особенно заметно он отразился на европейских партиях либерал-демократического типа. Многие из них выстояли, сделали свою организацию более централизованной и сильной.
Второй кризис партийной организации американского типа начался в 1930-х гг., когда президент Рузвельт, в соответствии со своим «новым курсом», реализовал программу социальной помощи обездоленным и безработным, лишив местные партийные организации важного рычага воздействия на избирателей. Американским партиям пришлось перестроить свою деятельность, но — не организацию. Процесс выдвижения кандидатов стал носить более принципиальный и ответственный характер. Именно тогда стали получать развитие праймериз. Местные организации из патронажных группировок постепенно превратились в группы по отбору и подготовке квалифицированных партийных кадров, особенно из молодежи с университетским образованием. Аналогичные процессы расширения влияния государства на социальное обеспечение шли в Европе, оказывая влияние на европейские либеральные партии.
Третий кризис этих партий наблюдал и описал в 1950-х гг: М. Дюверже. Он прогнозировал усиление структуры, централизации, развитие вертикальных связей — в общем, дальнейшее сближение организаций американского и европейского типов. Однако этого не произошло. Правда, в настоящее время европейские либерально-демократические партии несколько отличаются от аналогичных в Америке. Но и сегодня можно говорить, что американский тип партии существует по обе стороны Атлантики.