Разобравшись в предыдущих статьях сайта в различиях, существе и роли формальной и неформальной структур партий, посмотрим, как устроена формальная структура их различных типов.
Формальная организация партий либерально-демократического (американского) типа представляет собой типичную прямую, слабую, децентрализованную структуру с достаточно развитыми горизонтальными связями. Высшим органом партии является национальный съезд, который в ведущих американских партиях именуется конвентом и собирается раз в 4 года. В европейских партиях либерально-демократического типа съезды или национальные конференции проводятся ежегодно. Главные цели съезда — выдвижение кандидатов на высшие государственные посты, прием или пересмотр политической платформы партии, выборы нового состава национального комитета. В политической платформе излагаются позиция партии по актуальным вопросам развития общества и предложения по программе действий. Платформа обычно носит компромиссный характер, так как является результатом «сделки» различных фракций и призвана объединить усилия партии в избирательной кампании.
Съезду партии предшествует процедура выдвижения и отбора кандидатов на высшие государственные посты. В США большинство претендентов выдвигаются индивидуально или партийными организациями штатов и проходят проверку своей популярности на первичных выборах (праймериз). Обычно кандидаты партии объезжают, с целью выявить свою популярность, около 35 штатов. В остальных они утверждаются на предвыборных конференциях — кокусах. Кандидатуры, получившие наибольшее признание в результате предвыборной кампании, выносятся для окончательного утверждения на съезд партии.
По сложной системе «снизу вверх», через конференции графств, избирательных округов, штатов, на него избираются 4-5 тысяч обычных и 500—700 суперделегатов (действующих и бывших членов конгресса, правительства, губернаторов, партийных и политических лидеров штатов, влиятельных бизнесменов, представителей прессы и общественности). Последние и решают основные вопросы выдвижения кандидатов, изменений в платформе партии. Хотя после введения праймериз вопрос о выдвижении кандидатов к созыву съезда уже не составляет тайны.
Новый состав национального комитета формируется заранее, в соответствии с предложениями комитетов штатов (по два представителя от каждого). В качестве непостоянных членов в него обычно включаются губернаторы, члены конгресса, мэры крупных городов и другие официальные лица — члены данной партии. Большей части делегатов (массе) остается только одобрить очевидное для всех решение.
Функции национального комитета весьма ограничены. Уже в период работы съезда члены национального комитета избирают председателя. Как правило, это только что избранный съездом кандидат в президенты. Он и считается фактическим лидером партии, а председатель национального комитета — номинальным главой. Основная обязанность председателя и национального комитета заключается в подготовке следующих избирательной кампании и съезда, сборе финансовых средств для выборов и пропаганде политики партии. Таким образом, национальный комитет более играет роль информационно-координационного центра, чем руководящего центрального органа партии. В этом и состоит суть децентрализации и слабой структуры партий такого типа.
Основная деятельность партий либерально-демократического типа разворачивается на региональном уровне. В этих партиях считается, что региональные комитеты лучше знают местные особенности и вполне могут взять на себя ответственность за проведение избирательных кампаний, продвижение кандидатов партии. Региональные организации в таких партиях играют вполне самостоятельную роль и подчиняются центру лишь номинально. Чтобы подчеркнуть автономность организаций штатов, в США их называют партиями штатов (например, Республиканская партия штата Монтана, Демократическая партия штата Джорджия). Возглавляют партию штата центральный комитет (ЦК) с председателем, который координирует работу местных комитетов и организаций. Они формируются в избирательных округах (комитеты округов, собрания избирательных участков) или в административных единицах (графств, городов, городских районов). Подобно национальному комитету, ЦК штата контролирует расходы избирательного фонда, подбирает кандидатов, но после выдвижения практически не влияет на их платформу.