Организационная структура партий либерально-демократического типа – часть I

0
138

деятельность партий либерально-демократического типа

Разобравшись в предыдущих статьях сайта в различиях, существе и роли формальной и неформальной структур партий, посмотрим, как устроена формальная струк­тура их различных типов.

Формальная организация партий либерально-демократического (аме­риканского) типа представляет собой типичную прямую, слабую, де­централизованную структуру с достаточно развитыми горизонтальны­ми связями. Высшим органом партии является национальный съезд, который в ведущих американских партиях именуется конвентом и со­бирается раз в 4 года. В европейских партиях либерально-демократи­ческого типа съезды или национальные конференции проводятся еже­годно. Главные цели съезда — выдвижение кандидатов на высшие госу­дарственные посты, прием или пересмотр политической платформы партии, выборы нового состава национального комитета. В политичес­кой платформе излагаются позиция партии по актуальным вопросам развития общества и предложения по программе действий. Платформа обычно носит компромиссный характер, так как является результатом «сделки» различных фракций и призвана объединить усилия партии в избирательной кампании.

Съезду партии предшествует процедура выдвижения и отбора кан­дидатов на высшие государственные посты. В США большинство пре­тендентов выдвигаются индивидуально или партийными организация­ми штатов и проходят проверку своей популярности на первичных вы­борах (праймериз). Обычно кандидаты партии объезжают, с целью выявить свою популярность, около 35 штатов. В остальных они утверж­даются на предвыборных конференциях — кокусах. Кандидатуры, по­лучившие наибольшее признание в результате предвыборной кампании, выносятся для окончательного утверждения на съезд партии.

По сложной системе «снизу вверх», через конференции графств, из­бирательных округов, штатов, на него избираются 4-5 тысяч обычных и 500—700 суперделегатов (действующих и бывших членов конгресса, пра­вительства, губернаторов, партийных и политических лидеров штатов, влиятельных бизнесменов, представителей прессы и общественности). Последние и решают основные вопросы выдвижения кандидатов, изме­нений в платформе партии. Хотя после введения праймериз вопрос о вы­движении кандидатов к созыву съезда уже не составляет тайны.

Новый состав национального комитета формируется заранее, в со­ответствии с предложениями комитетов штатов (по два представителя от каждого). В качестве непостоянных членов в него обычно включа­ются губернаторы, члены конгресса, мэры крупных городов и другие официальные лица — члены данной партии. Большей части делегатов (массе) остается только одобрить очевидное для всех решение.

Функции национального комитета весьма ограничены. Уже в пери­од работы съезда члены национального комитета избирают председате­ля. Как правило, это только что избранный съездом кандидат в прези­денты. Он и считается фактическим лидером партии, а председатель национального комитета — номинальным главой. Основная обязан­ность председателя и национального комитета заключается в подготов­ке следующих избирательной кампании и съезда, сборе финансовых средств для выборов и пропаганде политики партии. Таким образом, национальный комитет более играет роль информационно-координа­ционного центра, чем руководящего центрального органа партии. В этом и состоит суть децентрализации и слабой структуры партий такого типа.

Основная деятельность партий либерально-демократического типа разворачивается на региональном уровне. В этих партиях считается, что региональные комитеты лучше знают местные особенности и вполне могут взять на себя ответственность за проведение избирательных кам­паний, продвижение кандидатов партии. Региональные организации в таких партиях играют вполне самостоятельную роль и подчиняются цен­тру лишь номинально. Чтобы подчеркнуть автономность организаций штатов, в США их называют партиями штатов (например, Республи­канская партия штата Монтана, Демократическая партия штата Джор­джия). Возглавляют партию штата центральный комитет (ЦК) с пред­седателем, который координирует работу местных комитетов и органи­заций. Они формируются в избирательных округах (комитеты округов, собрания избирательных участков) или в административных единицах (графств, городов, городских районов). Подобно национальному комитету, ЦК штата контролирует расходы избирательного фонда, подбира­ет кандидатов, но после выдвижения практически не влияет на их плат­форму.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ