Президентские выборы 1936 г., когда был избран президентом страны Рузвельт, подтвердили результаты опросов, проведенных по данному вопросу в 1935 г. С этого момента опросы получили легитимность в глазах общественности и властей. С конца 30-х гг. опросы получают распространение и в Европе. Однако свое полное признание они получают позднее. Так, во Франции они были использованы при проведении первых президентских выборов на основе всеобщего голосования, которые были проведены в 1965 г. Накануне выборов была предсказана победа в первом туре голосования генералу де Голлю.
В настоящее время опросы используются не только при подготовке голосования. С их помощью выясняется мнение населения по самым разным вопросам. Однако свое политическое значение опросы в полной мере проявляют и подтверждают в период избирательных кампаний.
С 1936 г. сама практика опросов получала и получает до сих пор существенную критику за то негативное влияние, которое опросы оказывают самим фактом своего существования. Главное острие этой критики связано с тем, что опросы искажают «чистоту» воли избирателей. Указанная критика ведется по трем направлениям: объявляет одного из кандидатов победителем, лишает надежд на победу его соперника. Толпа в своей массе направляется к объявленному победителю.
В то же время считалось, что объявление вероятных результатов соперничества на основе данных опроса побуждает часть избирателей из симпатии или жалости или из стремления уравновесить результаты голосования отдать свой голос за кандидата, поражение которого было предсказано. При этом считалось, что обе эти тенденции в вероятном электоральном поведении как бы уравновешивают друг друга.
Кроме того, высказывалось мнение и о том, что опубликование до выборов результатов опроса ведет к росту абсентеизма среди определенной части электората. И хотя этот факт так и не получил своего эмпирического подтверждения, вероятность такого воздействия не исключается.
Неудивительно, что во многих странах, в том числе и в России, были введены жесткие ограничения в том, что касается проведения и опубликования результатов опросов. Так, введены обязательные для исполнения правила, связанные с опубликованием условий проведения опроса (выборка, место проведения и т. д.). Кроме того, накануне выборов запрещается опубликование результатов опроса.
Политологи и многие аналитики отмечают и такую особенность, связанную с проведением опросов. Широкое их использование в период всей избирательной кампании переключает внимание избирателей с анализа содержания политических дебатов на изучение результатов опросов общественного мнения. К тому же некоторые исследователи отмечают и такую опасность. Постоянное проведение опросов преобразовывает и саму политическую деятельность: избранники не столько озабочены самой политической деятельностью, сколько тем, как она воспринимается населением. А это поднимает проблему сути самой демократии, опасности ее вступления на путь демагогии.