Прежде всего, неопатримониализм способствует бурному росту бюрократии. Политическое управление на принципах неопатримониализма, опасаясь формирования конкурирующей элиты, строится таким образом, чтобы добиваться поддержки своей политики, в том числе и возможными соперниками.
При этом неопатримониальный режим стремится интегрировать соперников в административный аппарат с тем, чтобы превратить их в солидарную с властью силу. Так, по сути дела, во всех развивающихся странах отмечено стремление включать специалистов высшего образования в публичную администрацию. В странах-производителях нефти, начиная с 70-х гг. прошлого столетия, осуществлялось массивное рекрутирование чиновников из урбанизированных социальных категорий.
Нужно сказать, что такая практика значительно отличается от процессов бюрократического строительства в странах Западной Европы, где указанные процессы отличала куда как большая селективность и иной ритм бюрократизации. Практика бюрократического строительства в развивающихся странах отличается и от веберовского идеал-типа бюрократии, основанного на строгой конкурсной селекции, на различиях между публичной бюрократией и гражданским обществом, на строгом определении бюрократических ролей, основанных не на потребностях агентов, а на логике разделения труда.
Этот бюрократический избыток порождает порочный круг: с точки зрения модернизации он выделяет внутри общества актеров, способных обеспечить экономическое развитие; с точки зрения развития самой бюрократии он порождает неэффективность и иррациональность, умножая роли, наделяя каждую из них плюральностью титулов, что приводит, по меньшей мере, к конфликтам компетенции и распределения.
Кроме того, неконтролируемый рост чиновничества в условиях слабого экономического роста осложняет условия вознаграждения агентов, что порождает скрытое недовольство и способствует в значительной мере развитию коррупции. Для того чтобы жить, чиновник начинает заниматься подпольным частным бизнесом или «добиваться» оплаты своих услуг со стороны этого частного бизнеса.
Избыточная бюрократическая логика имеет и иные недостатки: в случае осложнения экономической ситуации неизбежно происходит ухудшение материального положения значительной части чиновничества и даже сокращение его численности. Это порождает недовольство в среде чиновничества, а в иных ситуациях — переход их на сторону противников режима. Так, исламская революция в Иране и большинство исламистских движений мусульманского мира характеризуются тем, что в их деятельности активное участие принимают немало мелких чиновников.
Следует сказать и о том, что неопатримониальная логика ставит бюрократию в центр процесса распределения ресурсов. С одной стороны, государственный руководитель выделяет чиновничеству значительную часть налоговых сборов с таким расчетом, чтобы обеспечить для них необходимые материальные условия для проникновения внутрь социальных пространств в целях превращения их в конечном счете в своеобразную и надежную клиентелу. Правда, такой процесс не является выражением только однонаправленного движения. Имея немалые средства, бюрократия нередко стремится использовать клиентелу в своих интересах. Так, последние десятилетия принесли немало свидетельств того, как военные ведомства и офицерство оказывали первостепенное влияние на политическое развитие во многих странах «третьего мира», не останавливаясь и перед вооруженным захватом власти.