Социологический подход означает исследование объективной реальности: общества, группы интересов, политической системы или партии с точки зрения интересов составляющих ее социальных групп, социальной структуры общества и исследуемого предмета, социальных статусов и ролей, играемых индивидами, составляющими эту группу или организацию. Этот подход органично связывает общество и его политическую систему, человека и политическую организацию, через которую реализуются социальные потребности. Для партологов он означает видение непосредственной связи партий с порождающим их обществом, его социальным полем, взаимодействием на нем различных социальных групп. Они и составляют социальную базу различных политических партий, чьи программы и другие документы выражают идеалы, интересы этих самых социальных групп.
Социологический подход предполагает изучение в первую очередь отношений людей: активистов, партийных функционеров, лидеров и рядовых партийцев или избирателей. Он привносит в методологию изучения партий социологические методы: опросы, тесты, интервью и т.п. Их применение наиболее актуально и эффективно в период избирательных кампаний, а также для изучения популярности партий, рейтингов их лидеров, депутатов или кандидатов. Среди известных партологов можно отметить приверженцев социологического подхода. Это — М. Вебер, М. Дюверже, П. Бурдье, Ж. Блондель, К. фон Бойме и др.
Психологический подход в теории партий помогает познавать эти организации, исходя из субъективного их видения индивидом, помещенным в определенные социально-политические условия или психологическую среду, а объективирование реальности осуществляется интегрированием многих субъективных мнений. В исследовании социальной реальности такой подход с середины XIX в. прослеживается в концепциях «психологии народов» (М. Лацарус, В. Вундт); «психологии масс» (С. Сигеле, Г. Лебон); «психологического инстинктивизма» (У. Мак Дугал). Уже в то время были попытки исследовать партийный феномен исключительно психологическими методами. Так, немецкий теоретик Э. Ваксмут исходил из предположения, что корни партийной борьбы находятся в «необузданности», изменчивости человеческих страстей. Борьба страстей, по его мнению, и является основным механизмом, определяющим партийное противостояние.
Другой немецкий ученый, Ф. Паульсен, характеризовал партии как выразительниц психологических характеристик определенных социальных групп, в том числе их коллективной воли. «Воля власти есть душа всякой партии», — утверждал он. В XX в. новый импульс исследования общества, политической сферы вообще и политических партий в частности с позиций «психологизма» был дан работами Г. Лассуэлла, Г. Айзенка, А. Понсонби, С. Лонга и др. Современный российский политический психолог А. И. Юрьев утверждает, что «партии — объединения психологически близких людей, связанных мотивом использования власти…», что «партии формируются из политически сенситивных людей, которые чувствительны к влиянию власти, склонны предвосхищать ее перераспределение и способны структурировать ее механизмы».