Однако ликование полицейских чинов было преждевременным, ‘ибо устранение М. Икса уже не могло остановить волну гнева. В стране существовал еще более мощный центр притяжения сил негритянского протеста — организация Конференция христианского руководства на Юге во главе с выдающимся деятелем освободительного движения афроамериканцев Мартином Лютером Кингом. Развитие этого направления в рамках общего потока также неуклонно шло по восходящей линии, открывая перспективы формирования со временем массовой антирасистской партии с прогрессивной или даже левой ориентацией. «Длинный, трудный, но благородный путь, пройденный Мартином Лютером Кингом от Монтгомери до Мемфиса,— писала газета американских коммунистов,— был одним из самых значительных явлений в нашей стране»81.
С конца 50-х годов ФБР окружило Кинга и его сподвижников по Конференции христианского руководства такого рода «вниманием», которого удостаивалась разве что Коммунистическая партия. На представляемое им движение за гражданские права негласно был навешен ярлык «иностранная агентура». Коретта Кинг, вдова Л. Кинга, выступая в мае 1978 г. в Атланте, заявила, что «ФБР третировало движение за гражданские права, как будто это было вторжение вражеских полчищ на территорию Соединенных Штатов». Большинство буржуазных исследователей склонно видеть во всем этом проявление патологической ненависти самого Э. Гувера к личности М. JI. Кинга, так сказать разновидность неизлечимого недуга. В действительности все обстояло куда сложнее. Распространение слухов о связи Кинга и его ближайших помощников с «иностранными резидентами» призвано было служить оправданием тех абсолютно противозаконных действий, к которым прибегло ФБР с целью растоптать репутацию Кинга и развалить все движение.