В «Истории партий» сформулирован и интересный подход к определению партии. Когда во главу угла был поставлен не организационный, а идеологический критерий, в истории этих организаций сразу проявились либеральный, социалистический, тоталитарный и плюралистический периоды, с преобладанием в каждом из них партий, исповедующих указанные идеологии. Используя идеологический подход, признавая главным, ведущим критерий не организации, а идеологии партии, можно выделить три трактовки ее дефиниции.
Либеральная трактовка определяет партию как носительницу разделяемого определенной социальной группой общественного идеала. Б. Констан в 1816 г. дал такое определение: «Партия есть общность лиц, публично исповедующих одну и ту же политическую доктрину». Либеральная трактовка исходит из следующих основополагающих принципов:
• личная свобода любой деятельности, в том числе партийной:
• права и свободы каждого человека вступать или не вступать в партию, посещать или не посещать партийные мероприятия;
• свободное, не стесненное излишними ограничениями, развитие общества;
• становление при определенных условиях гражданского общества и правового государства;
• естественное возникновение и саморазвитие партий;
• свободное осуществление ими своей деятельности.
С точки зрения либеральной трактовки, непартийная организация, возникнув, создает идеологическое единство, а группа единомышленников, объединенная естественным образом, единством мышления и действий, создает единую доктрину, на базе которой возникает партийная организация.
Итак, для либеральной трактовки партии характерна такая последовательность: единство мышления — единство идеологии — единство действия — единство организации — единство дисциплины. Сторонник данного подхода к определению партии П. А. Берлин отмечает: «Являясь вольным боевым союзом, изо дня вдень ведущим борьбу с врагами, политическая партия не может обойтись без дисциплины. Партийная дисциплина носит, конечно, духовный характер, она есть дисциплина духа, а не дисциплина тела, и ее оправдание заключается в ее добровольном, а не принудительном характере. Партия есть добровольный, а не принудительный союз людей, объединенных единством социальных интересов и политических убеждений».
Для либерального понимания партия — это добровольный союз единомышленников. Он начинается с идейного взаимопонимания и формулирования общей системы идей, а завершается созданием, нормированием организации и определением ее дисциплины. При этом поддержание единства идеологии, организации и дисциплины носит индивидуальный и строго добровольный характер. Другой российский политолог начала XX в. Ю. С. Гамбаров, тоже сторонник либеральной трактовки, дал такое определение: «Политические партии суть свободные общественные группы, образующиеся внутри правового государства для совместного политического действия на почве общих всем объединенным индивидам интересов и идей».
Итак, либеральная трактовка понимает под партией свободно объединившихся единомышленников, которым, впрочем, при общем единстве присущи определенные разногласия. По логике личной и групповой свободы либералы и внутри партии склонны организовывать фракции, которые подчеркивают различие взглядов своих членов по тем или иным пунктам общепартийной программы или создают свою, фракционную, платформу. Не скованная строгой организацией, либеральная партия часто представляет собой конгломерат фракций. Поэтому современные либеральные партии подчас состоят из различных группировок, имеющих собственную программу и печатный орган.