Можно поговорить еще об одном измерении гражданственности, которое сильно дает о себе знать в последние годы. В странах Европы, в частности во Франции, большое беспокойство вызывает то, что определяется как кризис цивилизованности.
Раздражение граждан вызывает все увеличивающиеся в последние годы проявления нецивилизованного поведения, т. е. поведения, редко выходящего за пределы норм закона, но вступающего в противоречия с принятыми нормами морали и нравственности. Такое поведение присуще части молодежи, и прежде всего молодежи из числа выходцев из некоренного населения.
Помимо прав и обязанностей граждан, определенных законом и поддерживаемых гражданской моралью, с одной стороны, и реально наблюдаемой практикой граждан, с другой стороны, политологи указывают и на третье измерение гражданства. Речь идет об «обычных» представлениях граждан, которые Жан Лека назвал «гражданство для себя». Это понятие характеризует способ, каким сами граждане для самих себя определяют и воспринимают гражданство.
При помощи данного понятия открывается возможность оценить и осмыслить разнообразие принадлежности или обязательств и предрасположенности к обязательствам и участию в политической жизни. А также открывается возможность определить пути и формы этого обязательства (ассоциативный или стороннический активизм, благотворительная деятельность, протестное обязательство и т. д.).
«Быть гражданином» означает далеко не одно и то же для всех индивидов. Жан Лека выделяет два измерения «гражданства для себя». Прежде всего, это чувство принадлежности, которое проявляется у каждого индивида по-своему. Быть гражданином означает в данном случае ощущать свою принадлежность к определенному коллективу, смысл и определение которого не является однозначным в восприятии индивидов. Во-вторых, «гражданственность для себя» выражается в чувстве обязательности, т. е. осознании своей ответственности, а также своего поведения по отношению к группе.