Конфликты и вызванные ими разломы не выступают непосредственными силами, генерирующими определенный тип партиомы. Чтобы понять, как они становятся факторами формирования партийных систем, отмечают Липсет и Роккан, «мы должны проанализировать выражения протеста и представления интересов в каждом обществе». А для этого следует:
— во-первых, знать традиции принятия решений: преобладают ли в данном государстве процедуры примирения или деспотические устремления центрального правительства;
— во-вторых, установить каналы представительства: выражался ли конфликт через забастовки и демонстрации, систему выборов или через насилие;
— в-третьих, знать о том, насколько трудно или легко новым движениям добиться представительства;
— в-четвертых, иметь представление о возможностях и ограничениях правления большинства, о том, какие партии его осуществляют.
Таким образом, конфликты становятся не только движущими силами формирования партийных систем, но и факторами, тормозящими, изменяющими вектор их воздействия. Чтобы учесть эти процессы, Липсет и Роккан выдвинули концепцию порогов, которые, по их мнению, существуют в четырех видах.
1. Порог легитимации, учитывающий: отвергаются или принимаются права на петиции, критику и оппозицию в данной партийной системе.
2. Порог объединения (инкорпорации), который отражает — получают ли гражданские права все участники или только представители правящих партий.
3. Порог представительства, учитывающий возможность самостоятельного представительства для нового движения или необходимость его присоединения к состоявшимся партиям.
4. Порог мажоритарного правления, дающий представление о том, имеются ли сдержки и противовесы правлению большинства, т.е. возможна ли победа новой партии, несущей изменения системе.
Эти пороговые воздействия в разных комбинациях: высоких (В), средних (С), низких (Н) уровней — и формируют различные партийные системы:
• зарождающиеся закрытые партиомы из разрозненных клик уважаемых людей и клубов известных политиков;
• закрытые партийные системы из начинающих «прорастать» в гражданское общество парламентских фракций, образующих при избирательных участках регистрационные общества;
• внешние партийные системы из зарождающихся массовых партий, стремящихся извне, из гражданского общества, пройти в парламент, закрепиться в государственных структурах;
• состязательные партиомы, обеспечивающие равенство возможностей для разных партий (элитарных и массовых, атеистических и клерикальных, правящих и оппозиционных).