В связи с расширением процесса конституционализации немецкие политологи выдвинули концепцию партийного государства. Г. Ляйбхольц, в частности, утверждает, что партии ранее были свободными ассоциациями, но благодаря конституционализации поднялись в ранг конституционных органов, т.е. стали, с правовой точки зрения, такими же, как, например, федеральное правительство и бундестаг. Вместе с тем функциональность партий в современном обществе вытекает из их места — как общественно-государственных структур и связующего звена общества и государства. Поэтому приравнивать их к государственным институтам можно только с правовой, формальной, но никак не с политической точки зрения. Этот вопрос в практическо-юридическом плане поставлен в ФРГ в 1966 г., при решении федеральным конституционным судом проблемы финансирования политических партий.
На основе своего правового, закрепленного в конституции, положения государственных институтов партии ФРГ стали претендовать на финансирование своей деятельности, которое, по их мнению, должно быть пропорционально числу полученных каждой партией мандатов в бундестаге. Конституционный суд установил различие между формированием воли народа, осуществляемым партиями в свободной от влияния государства сфере общества, и формированием воли государства, которое реализуется через его конституционные органы. Поскольку именно партии исполняют такую функцию, как подбор и выдвижение кандидатов на государственные посты, то воля государства, по мнению конституционного суда ФРГ, не может быть сформирована без участия партий.
Таким образом, с юридической точки зрения, выборы в государственные органы есть средство трансформации политической воли народа в государственную. Отсюда следует, что допустимо возмещать партиям из государственного бюджета расходы на избирательную борьбу. В настоящее время в Германии собирается специальный налог для компенсации расходов партиям, участвовавшим в избирательных кампаниях по выборам в бундестаг, ландтаги земель и в Европарламент.
Параллельно субпроцессу конституционализации шел субпроцесс институционализации. Основными его направлениями стали:
• фиксация партий как политических институтов, чему способствовали юридическое закрепление их места, целей и задач в политической системе, разработка порядка функционирования;
• организационное укрепление партий путем перечисления в законах норм и условий, которых они обязаны придерживаться, чтобы сохранить статус политической партии;
• введение финансового обеспечения партий государством и, одновременно, — строгий контроль за финансовой деятельностью, регламентация частных пожертвований;
• стремление к сохранению с помощью законодательства сложившейся партийной системы. Отсюда строгий порядок создания и регистрации партий;
• создание и закрепление имеющихся отношений партий и государства.
В целом институционализация партий означает:
• легализацию всех зарегистрированных партий;
• четкое их разделение на легальные и нелегальные;
• возможность запрета экстремистских партий судебным путем.
Институционализация партий проявляется также в различных юридических формах регулирования государством партийной деятельности. Среди них отметим:
• разработку специальных нормативных актов (законов, декретов, постановлений)о партиях;
• принятие нормативных актов, касающихся государственно-правовых институтов и упоминающих политические партии (избирательные законы, регламенты парламентов, кодексы муниципальной администрации и др.);
• использование судебных прецедентов, связанных с деятельностью партий.
В то же время не следует увлекаться регламентацией партий. Особенно это касается молодых, становящихся демократий. Излишняя институционализация может дать следующие негативные результаты:
• привести к огосударствлению политических партий, которые, напомним, должны не стать государственным, а остаться общественно-государственным институтом. Кстати, становление такого типа партий, как картельные, занимающие место между гражданским обществом и государством, но ближе к государству, подчас умело договаривающихся с чиновниками и представителями других картельных партий о распределении государственных должностей и государственного финансирования, имеет в своей основе процесс огосударствления партий;
• установить излишний контроль за партиями со стороны государственных чиновников, который, в случае их коррумпированности, не снизит уровень коррупции в партиях, а может даже повысить его. Кроме того, это мешает их партийной деятельности и реализации своих функций.
Процесс институционализации быстрее всего идет в Германии. В 1967 г. там появился закон о партиях, который многими партологами признан образцовым. Затем подобные законы были приняты в Швеции (1974), Греции (1975), Португалии (1976), Испании (1978).