С самого начала президентских «гонок» 1984 года было ясно, что силы соперников неравны. На стороне президента Рейгана имелся весомый набор преимуществ: поддержка почти всей монополистической буржуазии; само пребывание в Белом доме и связанные с этим широкие возможности влиять на события, выдвигать рассчитанные на публику политические инициативы, наконец, просто красоваться в ореоле власти; продолжение экономического подъема, хотя и замедлявшимися темпами; выгодный для Рейгана и умело стимулированный им всплеск ура-патриотических настроений.
Президент держался так, словно выборы его вообще не интересуют, а соперника у него нет. Рейган «президентствовал», будучи надежно изолирован от прессы, умело дозируя свои тщательно отрежиссированные публичные выступления. Специалисты по «подаче» президента при содействии основных средств массовой информации культивировали образ «отца нации», стоящего над политическими баталиями и даже над повседневными государственными делами.
Здесь существовало своеобразное разделение труда. Непосредственными нападками на соперничающую партию занимались вице-президент Буш, лидеры республиканской партии, помощники президента по избирательной кампании, многочисленные организации крайне правых. В духе классических традиций американской политической жизни они не гнушались ничем, чтобы дискредитировать соперников, дезорганизовать их кампанию.
В результате сложилась довольно примечательная ситуация: правящая партия, которая, казалось бы, должна была защищаться от попыток оппозиции оттеснить ее от власти, на самом деле заняла наступательную позицию; демократы же, вроде бы «бросавшие вызов» президенту, оказались в глухой обороне. У. Мондейл и Дж. Ферраро не столько критиковали администрацию, сколько оправдывались, отбивались от сыпавшихся на них обвинений, и к концу кампании стало казаться, что они борются лишь за право выступать против президента, который заявил на съезде республиканцев: «Мы — партия Америки».
Как выразительно свидетельствуют материалы последней части книги, Мондейлу было трудно противопоставить серьезную альтернативу курсу Рейгана, поскольку сдвиг вправо, проводимый Рейганом во внешней политике США, был начат еще администрацией Картера, в которой Мондейл был вице-президентом. Поэтому позиция Мондейла в кампании 1984 года оказалась построенной по принципу: «Да, но…» Он во многом соглашался с президентом, но выдвигал оговорки, которые пытался изобразить как крупные, принципиальные разногласия. Как и следовало ожидать, это не укрепило позиций демократов среди консервативно настроенных избирателей, однако вызвало глубокое разочарование среди тех, кто надеялся, что демократы решительно выступят не столько против президента, сколько против основ его политики.
Не удалось демократам развернуть и крупных общенациональных дебатов по внешнеполитическим вопросам, хотя некоторые стратеги демократической партии считали, что в этой области администрация наиболее уязвима. Характерно, однако, что на заключительном этапе кампании Рейган и Мондейл фактически соревновались в том, кто из них предложит более убедительную формулу нормализации отношений с Советским Союзом и возобновления прогресса в деле ограничения и сокращения вооружений. В этом нашел отражение фундаментальный факт современной обстановки в США: требования прекращения «холодной войны» и гонки вооружений обрели в американском обществе большую политическую силу.
Заметную роль в предвыборной борьбе играла Коммунистическая партия США, выдвинувшая кандидатами на посты президента и вице-президента страны Генерального секретаря партии Гэса Холла и члена руководства партии Анджелу Дэвис. В ряде штатов коммунисты баллотировались также в конгресс США и местные органы власти. Ведя борьбу в исключительно трудных условиях, кандидаты компартии несли голос правды в массы американских трудящихся, разоблачали истинный смысл двухпартийной политики правящего класса, глубоко анализировали сущность проблем, с которыми сталкивается Америка, и предлагали радикальные способы их решения. В ходе кампании 1984 года американским коммунистам удалось добиться новых успехов в борьбе за повышение роли партии в политической жизни США.
Итоги голосования разочаровали тех, кто ждал от этих выборов крупной перегруппировки политических сил. Президент Рейган был переизбран на второй срок со значительным перевесом в голосах. Однако демократы сохранили свои позиции на всех остальных этажах политической системы. Противоречивое сочетание политических тенденций, позволяющее администрации добиваться своих целей лишь ценой компромиссов и уступок, было, таким образом, сохранено. Между тем внутри обеих партий ситуация стала более сложной, чем до 1984 года. Перед демократами, проигравшими вторые президентские выборы подряд (и четвертые из пяти последних президентских выборов, начиная с 1968 года), еще острее встала проблема поисков путей обновления партии, укрепления ее позиций.
В рядах республиканцев усилился конфликт между крайне правым крылом, заметно расширившим свое влияние в годы президентства Рейгана, и более умеренными группировками, тянущими администрацию «к центру». Едва успел закончиться подсчет голосов, как в республиканской партии возобновилась межфракционная борьба вокруг вопроса о кандидатуре на президентский пост на следующих выборах.
..Завершив очередное ритуальное действо под названием «президентские выборы», американская политическая каста немедленно начала готовиться к следующей кампании. Политический бизнес, как и всякий другой, не терпит пауз. Между тем оглохшая от предвыборной канонады Америка вернулась к реальным проблемам. Снижение жизненного уровня большинства американцев, рост нищеты, усиление расовой дискриминации, кризис тяжелой промышленности, гигантский дефицит федерального бюджета, рост военных расходов, истощающий ресурсы нации, уродующий экономику, усиливающий опасность войны… Сложный комплекс внешнеполитических проблем, ставших еще более трудноразрешимыми в результате той безрассудной политики, которая проводилась Вашингтоном в последние годы…
Администрация Рейгана расценила результаты выборов 1984 года как подтверждение правильности своего курса. Во всяком случае, в первые месяцы нового президентства Рейгана признаков сколько-нибудь серьезных перемен в политике администрации не появилось. Ее исходные установки остались прежними; почти не изменился ее состав; перемены коснулись лишь тактики.
Однако многие наблюдатели американской политики видят в упрямой приверженности ультраконсервативными догмам еще одно свидетельство серьезного отрыва республиканской администрации от реальности