Классификация толпы по Ле Бону

0
94

податливость внушениямИсходной точкой классификации Ле Бон рассматривает простое скопище. Оно включает в себя две разновидности: а) варвары, почитающие волю одного вождя; б) расы. Из скопища формируется на определенном этапе развития общества организованная (одухотворенная) толпа, которая может быть как однородной, так и разнородной.

Под организованной толпой Ле Бон понимает собрание индивидов, в котором их чувства и идеи принимают одно и то же направление, образующее коллективную душу. И в этой коллективной душе индивидуальность индивидов исчезает. В толпе образуются новые общие и специфические черты.

Общими чертами толпы, по Ле Бону, являются:
— исчезновение чувства ответственности;
— заразительность (зараза) как род гипнотических явлений, которые способствуют образованию коллективных свойств, подчас противоречащих человеческой природе;
— восприимчивость к внушению, что приводит личность к потере сознательности (рассудка и воли) и подчинению внушающему лицу.

Таким образом, в организованной толпе человек спускается на несколько ступенек ниже по лестнице цивилизации, становясь инстинктивным существом и даже варваром, лишенным своей воли.

Специфическими чертами организованной толпы являются:
— импульсивность, изменчивость и раздражительность;
— податливость внушениям и легковерие;
— преувеличение и односторонность чувств;
— нетерпимость, авторитарность и консерватизм;
— способность к проявлению нравственности: самопожертвованию, бескорыстию, самоотверженности.

Последняя черта свидетельствует о том, что хотя толпа стоит в интеллектуальном плане ниже изолированного индивида, но с точки зрения чувств и вызываемых ими поступков она может быть лучше или хуже него (в зависимости от того, какому внушению повинуется толпа).

В организованной толпе в рамках закона ее духовного единства действуют, по Ле Бону, различные факторы. В их числе — идеи, рассуждения, воображение и религиозные чувства.

Идеи толпы являются механизмом, с помощью которого происходят изменения основных верований и представлений, распространенных в данном обществе. Такие изменения возможны тогда, когда новые идеи облекаются в самую простую и понятную всем форму.

Рассуждения толпы основываются на ассоциациях (а не на логике). Такие ассоциации предполагают немедленное обобщение частных случаев, что чаще всего не позволяет отличать истину от заблуждений.

Воображение толпы представляет собой ее способность представлять и воспринимать впечатления от тех или иных крупных событий. Этот фактор позволяет прийти к пониманию того, на чем основано искусство управления толпой.

«Могущество победителей и сила государств… основываются на народном воображении, — пишет Ле Бон — Все великие исторические события — буддизм, христианство, исламизм, реформа и революция и угрожающее в наши дни нашествие социализма — являются непосредственным или отдаленным последствием сильных впечатлений, произведенных на воображение толпы. Таким образом, все государственные люди всех веков и стран, включая сюда и абсолютных деспотов, всегда смотрели на народное воображение как на основу своего могущества и никогда не решались действовать наперекор ему».

Особое значение Ле Бон придает роли религиозного чувства в поведении толпы. Для него характерны нетерпимость и фанатизм. Эти черты встречаются в каждой группе людей, восставших во имя какого-нибудь убеждения.

«Якобинцы времен террора, — утверждает Ле Бон, — были так же глубоко религиозны, как и католики времен инквизиции, и их свирепая пылкость вытекала из одного и того же источника».

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ