Организованная толпа, по Ле Бону, в свою очередь, делится на однородную и разнородную толпы.
Однородная толпа представлена следующими разновидностями:
Первую степень организации однородной толпы представляют собой секты. В состав сект входят различные индивиды, связь между которыми обеспечивают единые для них верования. Сектами могут быть как религиозные объединения, так и политические объединения людей.
Высшую ступень организации, доступную толпе, представляют собой касты. В состав касты входят индивиды одной и той же среды и получившие одно и то же воспитание. Кастами могут быть объединения военных или духовных лиц.
Примером однородной толпы являются и классы, которые образуются под влиянием одинакового образа жизни и воспитания. Примером класса может быть буржуазия, феодалы и т. п. социальные образования.
Разнородная толпа состоит из разнообразных по своей профессии и умственному развитию индивидов. Она, в свою очередь, по Ле Бону, подразделяется на анонимную и неанонимную.
Анонимная (уличная) толпа образуется после известного состояния возбуждения и превращается в простой бессознательный автомат, с полным отсутствием чувства ответственности и повинующийся внушению. Такое объединение может представлять собой «преступную толпу», осуществившую то или иное преступление. Однако особенностью здесь является то, что индивиды, принявшие участие в преступном деянии по общему решению, убеждены, что исполняют свой долг, видя одобрение толпы.
Неанонимная (совещательная) толпа образуется для реализации общественных дел на основе чувства ответственности. К ее разновидностям Ле Бон относит:
а) присяжные и уголовные суды;
б) избирательную толпу;
в) парламентскую толпу.
Характеризуя суды, Ле Бон приходит к выводу о том, что присяжные заседатели и суды, как и всякая толпа, легко поддаются влиянию того или иного участника судебного заседания, что может приводить к ошибочным решениям. В то же время Ле Бон не был противником судов присяжных, полагая, что они выполняют важную роль в судопроизводстве.
Избирательная толпа, согласно Ле Бону, является собранием, созываемым для избрания лиц на известные должности. И массовое голосование может быть опасным проявлением воли толпы. И тем не менее Ле Бон не выступает против всеобщего голосования.
Парламентская толпа — это собрание многих людей, которые призваны прийти к независимому и мудрому решению. Парламентский режим является идеалом всех народов, которые образуют вершину цивилизации. Но и в нем проявляются общие для всякой толпы черты. Это находит свое выражение в действиях партий и их вожаков, когда парламентские собрания достигают возбуждения.
Парламентские собрания, с точки зрения Ле Бона, представляют опасность в двух направлениях:
а) в отношении насильственной растраты финансов как следствия требований избирательной толпы;
б) в отношении прогрессивного ограничения свободы посредством принятия регламентирующих законов.